rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Про то как Бог стал виновником страстности и смертности Адама

Оригинал взят у mireader в Про то как Бог стал виновником страстности и смертности Адама
Взято здесь


вообще-то, согласно Восточным Отцам, безупречные страсти человека - природны :)


По святым отцам человек сотворен бесстрастным и бессмертным. В раю он не голодал и не утомлялся. А  страстен стал через грех, подвергшись тлению естества, которого до этого не имел. (См. Максим Исповедник "Вопросоответы к Фалассию" №1) Человек даже в этом утратил подобие с Творцом, ведь Бог сотворил человека благим и бессмертным.



скажем, потоотделение или желание поесть не мешало богообщению святых. Безупречные страсти нормальны уже в том смысле, что они Богом сотворены, вложены в человеческую природу Творцом.



Нет ничего нормального в "безупречной страстности", которую преподобный Максим именует вторым грехом. По причине личного греха Адама, природа человека подверглась тлению и смерти. И вот это изменение естества в тление и смерть и названо естестевнной страстностью, возникшей через грех Адама. Здесь абсолютно нет ничего "нормального", в наличии этой страстности, она как раз ненормальна для человека созданного по образу и подобию Божию! Став страстным человек не может не грешить. Не Бог вложл в человека страстность и смертность, а грех.  Ровно наоборот, Бог наделил человека нетлением, дабы сотворенный из бессмертной души и вещественного тела мог не умирать, но совершенствоваться через общение с Богоми и жить вечно.

Преподобный Максим Исповедник:

Вопрос 1

    Являются ли страсти сами по себе злом, или они зло вследствие злоупотребления ими? Я имею в виду наслаждение и печаль, желание [и] страх и [все] следующие за ними [страсти].
    Ответ. Страсти эти, как и прочие, первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение [этого] естества. Научившись от великого Григория Нисского, я говорю, что они были внедрены [в человеческое естество] вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества. Чрез них-то вместо божественного и блаженного образа тотчас вместе с преступлением [заповеди] стало явным и отчетливо видным в человеке подобие неразумных животных. Ибо надлежало, чтобы с помрачением достоинства разума человеческое естество заслуженно получило наказание от тех самых признаков неразумия, какие оно привлекло к себе по доброй воле. Так премудро устроил Бог, чтобы человек пришел в сознание своего разумного превосходства.
   Впрочем, у усердных [в добродетели] и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесных [вещей], направляют их на стяжание небесных [благ]. Например, когда они желание делают стремительным движением духовного влечения к божественному, наслаждение — благодатной радостью деятельного восхищения ума божественными дарами, страх — предохранительным попечением против будущего наказания за грехи, печаль — исправительным покаянием в настоящем зле. Короче говоря, подобно мудрым врачам, которые телом ядовитого зверька ехидны уничтожают настоящее или угрожающее заражение, [усердные в добродетели] пользуются этими страстями для уничтожения настоящего или ожидаемого зла и для приобретения и сохранения добродетели и ведения. Итак, эти страсти, как я сказал, становятся прекрасными через употребление их теми, кто «пленяет всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).
   Если же [название] какой-либо из этих страстей употребляется в Писании применительно к Богу или к святым, то применительно к Богу — ради нас, поскольку Промысел [Божий] надлежащим для нас образом являет [Свои] спасительные и благодетельные пути под видом наших страстей; применительно же ко святым потому, что они иначе и не могут выразить телесным языком свои духовные отношения и расположения к Богу, как через известные естеству страсти.

Кто-то захочет возразить, что  речь о порочных страстях. Нет, речь о естественной страстности. Святой прямо пишет, что страсти эти "первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение [этого] естества". Первоначально (до грехопадения) не входили в определение нашей природы, после грехопадения и изменения в тление и смерть - входят.

Tags: Богословская терминология, Догмат искупления, Православная христология, не псевдоправославные русские богословы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments