rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

16 омилия св.Григория Паламы(мой перевод с примечаниями) ч.1.©

PG.151:189—220. Homilia XVI.
AGIOS-GRIGORIOS-PALAMAS
Сегодня день памяти великого человека...

Предисловие.

Вниманию благочестивых читателей и всех интересующихся византийским богословием предлагается перевод 16-ой омилии св. Григория Паламы, одного из важнейших христологических и сотериологических текстов Церкви, содержащего в себе все полноту церковного учения, и раскрывающего тончайшие и глубочайшие богословские истины, о нашем спасении. Сравнение существующего перевода, выполненного о. Амвросием Погодиным,[1] с оригиналом, показало очень большое количество неточностей и самовольных добавлений слов, отсутствующих в подлиннике, и даже ошибок.Поэтому перевод осуществлялся согласно со следующими принципами заложенными великим старцем преподобным Паисием Величковским - предложению перевода всегда соответствует предложение оригинала. Ни одно предложение оригинала не разбивалось на более короткие предложения. Синтаксис и грамматика, по возможности, соблюдаются в точности, как и в оригинале, полностью исключены латинизмы, так как всем греческим словам есть соответствия в русском. В некоторых случаях допускалось употребление славянизмов из церковнославянского языка. Одним из важнейших моментов перевода - максимально передать дух смысл, ритм, и все смысловые оттенки оригинала. В квадратных скобках, иногда даются пояснительные слова, которых нет в оригинале. Цитаты из Священного Писания приведены по церковнославянскому тексту.
Перевод и примечания Алэксандрос Ромиопулос.

О домостроительстве по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о том, что было даровано через него истинно в Него верующим; и о том, что Бог многообразно могущий избавить людей от тирании диавола, добровольно именно сие избрал домостроительство. Произнесена в Святую и Великую субботу.



Предвечное безграничное Слово - Вседержитель и Сын Божий - мог бы, конечно, и без собственного вочеловечения избавить людей от смертности и рабства диаволу; ибо он все несет глаголом силы его и все подчинено божественной его власти, и все Он может по Иову, нет ничего невозможного для Него; так как, власти творца тварь никоего противостояния оказать не может и никто не сильнее Вседержителя.Однако, более приспособленным к нашей природе и немощи и более подобающим Действующему, был тот способ, то есть через вочеловечение Слова, как имеющий правду (справедливость) вместе с самим собой, без которой ничего Богом не совершается; Праведен Бог и правду возлюби, и несть неправды в Нем» (Пс.10:8), согласно псалмопевцу-пророку.
Поскольку человек, в начале оставленный Богом, справедливо, как первым Его оставивший и к злоначальному прибегший добровольно, обманом советчика противное убеждается принять, то справедливо и предается ему, и, таким образом, завистию лукавого и справедливым позволением Благого, вошла в мир смерть,[2] которая из-за переизбыточествующей злобы начальника зла, удвоилась; и не только естественно, но и с его насилием совершается. Так как с правосудием мы были преданы рабству диавола и смертности, нужно, конечно же, было, чтобы возвращение человеческого рода к свободе и жизни с правосудием свершилось. Не только человек божественным правосудием завистнику был предан, но и диавол, правосудие от самого себя оттолкнувший, и ставший неправедно вожделеющим власти и самодержавия, а точнее тирании, с правосудием борющийся, силу против человека использовал. [Spoiler (click to open)]Восхотел Бог сначала правосудием победить диавола, ибо тот продолжает с ним сражаться; а потом и силою, то есть воскресением и грядущим Судом; ибо это есть наилучший порядок предварять силу правосудием, сие есть дело истинной и благой божественной власти, а не тирании, что бы вслед за справедливостью следовала сила. Подобно тому, как человекоубийца, искони диавол, восстал против нас завистью и ненавистью, так начальник жизни преизбытком человеколюбия и благости за нас подвигся; и как тот беззаконно поставил цель погубить творение Божие, так и Сотворивший законно восхотел спасения им сотворенному, и подобно тому, как тот неправедностью и обманом свою победу и падение человека совершил, так и Освободитель праведностью и мудростью совершает всеконечное поражение начальника зла и обновление собственного создания. Итак, Бог избегал использовать то, что мог, то чем подобало действовать изначала.[3] Славнее же от этого праведность стала, предвозвещенная перед силой непобедимой; научиться же человекам нужно было справедливости, отсюда и из дел получить пример, чтобы во время бессмертия получить силу, которая никогда не оставит их. К тому же, нужно было побежденной природе победить победившего и перемудрить перемудрившего. Поэтому необходимо было человеку стать непричастным греху. Но это им [людям] невозможно «ибо, как говорит Писание, никто не безгрешен, хоть бы даже один только день его жизни» и «кто может похвалиться, что чистое имеет сердце?» И никто не безгрешен, только один Бог. Поэтому из Бога Божие Слово, из Него предвечно Сущее, но и в Нем пребывающее, ибо иначе нет Его и не может помыслится Он безсловесным, и с ним будучи одним Богом; ибо солнечный блеск не есть что иное по отношение к солнцу, и солнечный луч не иное есть солнце, помимо одного[солнца]. Именно поэтому единственный безгрешный Сын и Бог Слово, Сыном человеческим становится по божеству непревратно, а по человечеству непорочно; как достигши[cмысла] Исайя предвозвещал: «греха не сотворил и не обрелась лесть во устах его». И не только это, но и как единственный к кому не относим «в грехах зачат», как говорит о себе, а точнее о любом человеке псалмопевец Давид. Потому что плотское восстание, невольным будучи и явно враждебным закону ума, — хотя у целомудренных оно насилием порабощено и отпускается только в целях деторождения, от начала имеет следствием осуждение, будучи тлением, (φθορὰ ) и называемо так, и рождает, конечно, для тления, не сознавая чести, которую наша природа приняла от Бога, но потом уподобилось животным, ибо оно есть страстное движение.[4]

Поэтому не просто среди людей родился Бог, но и из Девы Святой, которая была выше скверных плотских помыслов, согласно пророкам, и то зачатие нашествием Святого Духа свершилось и не имело никакого плотского влечения, но благовестие и веру в Божие пребывание. Сосложением[5] и опытом страстного желания не затронутая, ибо от всего такового она была отделена молитвой и духовной радостью; «Се раба Господня буди мне по глаголу твоему» благовествующему ангелу непорочная Дева сказала, зачала и родила; с тем, что бы победитель диавола – Богочеловек - человеком был, но только по роду, но никак не по греху; поскольку Он один из всех имеет корень не в беззакониях зачатый и не в грехах выношенный, то есть наслаждением и страстью и скверными помыслами из преслушанием оскверненной природы; но и по воспринятому [естеству] совершенно чистый и непорочный, и не нуждающийся по нему для себя в очищениях, но ради нас всё премудро восприняв; и таким образом, действительно новым Адамом ставший, пребывает воистину новым и благой силы исполненным, ни в чем не стареющий и ветхого Адама в Самом Себе и Сами Собой воссоздает и во веки сохраняет новым, будучи в силах всецело устранить ветхость.

И тот Адам вначале непорочным был сотворен Богом, и новым был, пока добровольно диаволову убеждению не поддался, и к плотским наслаждениям не обратился и пав осквернением греха, стал ветхим, впав в то, что против природы.

Поэтому не рукою только[6] непостижимо Владыка обновляет его, но и полностью содержит его Самим Собою, не только воспринимая и из падения человеческую природу воздвигает, но и облекается в нее неизреченно, и сочетается с ней нераздельно, и рождается Бог и вместе человек из жены, дабы воспринять Им сотворенную и советом лукавого украденную природу,[7] из сей Девы, чтобы нового сотворить человека; ибо если бы от семени он был, то не был бы новым человеком; и новой ни в чем не ветшающей жизни не был бы начальником и подателем и не мог, если бы был ветхого частью, в Себе Самом[8] принять непорочное божество, сотворить плоть источником освящения неисчерпаемым с тем, чтобы праотеческую скверну отмыть преизбытком своей силы, которой хватит и для освящения всех последующих.

Поэтому ни ангел, ни человек, но сам Господь благоволил так милостью нас спасти и воссоздать, пребыв неизменяемо Богом, произойдя совершенно такой же, как мы человек. Итак, рождается из Девы святой единственный из [всех] веков невиновный человек, единственный, ни в чем не достойный Божественного оставления. И прежде чем узнать злое, избирает благое, согласно пророчеству; и живет житием во всем безгрешном, и ничего в нем не обреталось по правде достойного Божественного оставления, подобно первому Адаму, который нарушив, был оставлен, но всякой заповеди всякого закона Божия Он стал исполнителем, и отсюда справедливо свободен был от рабства диаволу. Так человеком побеждается вначале человека победивший диавол. И победив по образу Божию [cозданную] природу и сего ради величаясь, поражается превозношением, и человек заново соделывается действительной душевной смертью; каковой он умер тотчас после вкушения с запретного древа; смертью, о которой он был извещен прежде преслушания Адама и Евы, Богом сказавшим: «В тот день, в который вкусите от него смертью умрете», на смерть по плоти уже после преслушания мы осуждены были и сие в словах Бога к Адаму: «Земля еси и в землю отыдеши».

Подобно тому, как оставление душою тела и ее отделение от него – это смерть тела, так и оставление Богом души и от Него ее отделение – это смерть души, которая пребывает иным образом бессмертной; постыдной же становится и бесполезной, отделившись от Бога, и конечно не разлагается, подобно мертвому телу, после умерщвления, так как не по сложению имеет бытие. Нужно знать это и о раз и навсегда бездушных телах; ибо в них простейшее более постоянно.[9] Поэтому разумная душа, когда разлучается от Бога не только неделанием блага страдает, но и действенно сама по себе приобретает влечение к худшему, пока жалко живущяя ныне, не дойдет до отлучения от тела, в час же суда в неразрушимом союзе с телом, невозвратно подпадет вечному наказанию, которое Бог уготовил диаволу и ангелам его, ибо мертвы все они, зла будучи деятелями, за что и праведно оставленны Богом истинной жизни. Сие умерщление первым испытал Сатана, как справедливо оставленый Богом за непослушание, и нас его сообщниками сделавший, посредством злого совета вовлек нас разделением к непослушанию; но искупил нашу природу Христос от этого омертвения, человеческой жизнью Своею, делами, явив всяческое и благое послушание. Надлежит же ведать, что не только человеческую природу воспринявший, но и человеческий обессмертив род[10] и ведя к причастию сей жизни и телу доставляет во время свое вечную жизнь, подобно тому, как то умертвение душе и телу принесло смерть.
Поэтому, и явиться нужно было сему необходимейшему и дающему совершенное решение домостроительству, предлагающему Его жительство к подражанию; ибо как людям, так и благим ангелам, Бог к подражанию представил Себя видимо. Поскольку с высоты того созерцания мы низпали, долу повергнув самих себя, от преизбыточувствующего человеколюбия к нам нисходит Бог с высоты, ни в чем ни отступив от своего божества; и с нами пожив, Самого Себя образцом нам представляет для нового восхождения к жизни. Не только это, но и учителем нам становится, словом указывая на то, что ведет к жизни, и великими чудесами учения слово удостоверяющий. И так оправдывается человеческая природа, как не имеющяя в себе самой лукавства, оправдывается же и Бог, как не являющийся причиной и творцом никакого зла, и если бы не вочеловечилось предвечное Слово Отца, мнилось бы, что в природе самой есть грех в человеке; ибо никакого безгрешного человека от века не было, и мог бы Творцу быть обращен упрек, как не все благим сотворившему, и как Самому не являющемуся Благим.
И, к тому же, как к Судии неправедному, как несправедливо осудившему им же самим осуждения достойным сотворившему человека. Поэтому воспринимает человеческую природу, дабы показать насколько она есть вне греха[11] и насколько она очищенна, что возможно Ему с ней по ипостаси соедениться и нераздельно со-вечноствовати с Ним, и таким образом всяким деянием возвещать, что Бог есть Благ и праведен, как Создатель благих и Суда праведного наблюдатель. Сатана же и с ним восставшие ангелы, падшие с небес, из примера ангелов, соблюдших свой чин дают понять, что не по природе зло в ангелах, по природе в них, конечно же, благо и Благая природа есть Создавший их, который и осудил праведным Судом сатану на вечный мрак, как ставшего самим собою творцом зла, через извращение добра. После же отпадения Адама, [свершившегося] от добра к злу извращением, никто не оказался злом неискаженный, после Адама не явился такой человек.
Поэтому явился новый Адам Христос, который по Исайе греха не сотворил и не помыслил, тем более не сказал и не обрелась лесть во устах его. Не сказал: «Из уст», но — «в устах Его», дабы обозначить непорочность мыслей (Его), как и в ином месте, он (Исаия) говорит, что прежде чем познать зло, избрал благо.
И так оправдался Бог, как говорится, и показался воистину Благим, и благих дел творцом, ставший во Христе безгрешным человеком, и явившийся во Христе и Им в бытие приведенной чистотой человеческой природы.[12]



[1] http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/16

[2] В существующем переводе (архим. Амвросия Погодина) в этом месте ошибка: «человек ввел смерть в мир». В тексте этого нет, там: «και ουτω φθονω του πονηρου και συγχωρησει δικαια του αγάθου θανατος εις τον κόσμον εισελθεν», что в переводе: «и таким образом завистью лукавого и справедливым позволением Благого, смерть вошла в мир».

[3] По поводу этого отрывка в существующем переводе такое примечание: «Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении.» То есть, по сути, это место просто не было переведено.

[4] Нужно отметить, что это предложение в существующем переводе звучит достаточно точно и хорошо, за исключением слова φθορά - тление, которое переведено, как истление, в то время, как истление по гречески – διαφθορα, и слова эти имеют разный смысл… О разнице между этими словами и о догматическом их значении говорит прп. И. Дамаскин в отдельной главе точного изложения Православной веры. См. В tlg Joannes Damascenus Scr. Eccl. et Theol. : Expositio fidei : Section 72, line 28 ΚΕΦΑΛΑΙΟΝ 72. Περὶ φθορᾶς καὶ διαφθορᾶς (глава 72 о тлении и истлении): «Τὸ τῆς φθορᾶς ὄνομα δύο σημαίνει. Σημαίνει γὰρ τὰ ἀνθρώπινα ταῦτα πάθη· πεῖναν, δίψαν, κόπον, τὴν τῶν ἥλων διάτρησιν, θάνατον ἤτοι χωρισμὸν τῆς ψυχῆς ἐκ τοῦ σώματος καὶ τὰ τοιαῦτα. Κατὰ τοῦτο τὸ σημαινόμενον φθαρτὸν τὸ τοῦ κυρίου σῶμά φαμεν·» «Итак название φθορᾶ(тление) два значения имеет. Означает человеческие сия страсти; голод жажду, усталость....смерть то есть разлучение души от тела и тому подобное, в этом значении мы называем тленным тело Господне.»

Так как слово тление может стать причиной придания ему неверного смысла, то сделаем пояснение. Тленность, тление, кое православная догматика исповедует в человеческой природе воплощенного Бога Логоса до воскресения, т.е голод, смерть и т.д – это не изначальное совершенство человеческой природы, но ее (грехопадением первозданных) произошедшая испорченность. Именно такую нашу природу, испорченную, нуждающуюся в исправлении, восстановлении, воспринял Бог Логос.

И второе значение φθορᾶ (не главное) - это «Σημαίνει δὲ ἡ φθορὰ καὶ τὴν τελείαν τοῦ σώματος εἰς τά, ἐξ ὧν συνετέθη, στοιχεῖα διάλυσιν». Означает же φθορὰ и полное тела на те элементы из которых состоит оно разложение»…И более точное слово для этого - διαφθορὰ(истление) - «μᾶλλον ὑπὸ πολλῶν λέγεταί τε καὶ ὀνομάζεται», истлением чаще многие это называют и так говорят». И это то, чему никак не причастно тело Христово ни до, ни после воскресения «Ταύτης πεῖραν τὸ τοῦ κυρίου σῶμα οὐκ ἔσχεν, ὥς φησιν ὁ προφήτης Δαυίδ· «Ὅτι οὐκ ἐγκαταλείψεις τὴν ψυχήν μου εἰς ᾅδου οὐδὲ δώσεις τὸν ὅσιόν σου ἰδεῖν διαφθοράν». «Этому тело Господне никак не причастно, как сказал пророк Давид: «не оставишь души моей во аде не дашь преподобному твоему видеть истления».(пс.15)











[5] Συγκατάθεσις частое в аскетической литературе cлово, традиционный и верный перевод, которого - сосложение. Например, сосложение с дурным помыслом, имеет смысл согласия с ним.

[6] Имеется ввиду не только божественным действием - энергией, но Самим Собой, ибо «Слово само стало плоти ипостасью» см. прп. И.Дамаскин. Слово ипостась в греческом языке означает бытие.

«αὐτὸς ὁ τοῦ Θεοῦ Λόγος χρηματίσας τῇ σαρκὶ ὑπόστασις· οὐ γὰρ προϋποστάσῃ καθ᾿ ἑαυτὴν
σαρκὶ ἡνώθη ὁ θεῖος Λόγος, ἀλλ᾿ ἐνοικήσας τῇ γαστρὶ τῆς Ἁγίας Παρθένου ἀπεριγράπτως ἐν τῇ ἑαυτοῦ ὑποστάσει ἐκ τῶν ἁγνῶν τῆς Ἀειπαρθένου αἱμάτων σάρκα ἐψυχωμένην ψυχῇ λογικῇ τε καὶ νοερᾷ ὑπεστήσατο ἀπαρχὴν προσλαβόμενος τοῦ ἀνθρωπίνου φυράματος, αὐτὸς ὁ Λόγος γενόμενος τῇ σαρκὶ ὑπόστασις.» ΚΕΦΑΛΑΙΟΝ 46 «Бог Логос ставший плоти ипостасью; не той плоти, коя уже бы прежде была сама по себе ( =прежде была ипостасью), соединился Бог Логос, но вселившись во чреве Святой Девы неописуемо своей собственной ипостасью из чистых кровей Приснодевы плоть одушевленную разумной и умной душой (ὑπεστήσατο=привел в бытие - ипостазировал) начаток восприняв нашего смешения, Сам Логос становится ипостасию плоти»

http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/paterikon/iwannhs_damaskhnos_ekdosis_akribhs.htm



[7] Т.е природу Адама (и его потомков) какой она стала после падения.

[8] по человечеству (по воспринятой Им человеческой природе).

[9] Имеются в виду ангелы как светлые, так и падшие, которые не есть чистый Дух как Бог, но имеют некую телесность (т.е. духовные тела), и не являются, как Бог, везде пребывающими. С ними сравнивает св. отец не по Богу живущих людей после воскресения… Наречие ανεπιστροφως - невозвратно, исключает мысль о всеобщем спасении.

[10] В существующем переводе Погодина есть прибавление - «весь», но и «чтобы весь человеческий род обессмертить». В тексте св. отца нет слова «весь», которое может создать у предвзято настроенных впечатление, что св. Григорий говорит о восприятии всех вообще человеческих ипостасей, т. е. - ересь. Нужно напомнить, отеческое разделение между природой в неделимом, которую воспринял Христос, и природой в виде, той, что во всех людях. Сказав: «нашу природу воспринявший» - св.Григорий имеет ввиду именно воспринятое Богом Словом наше естество в неделимом (атоме), а фраза: «человеческий обессмертив род» говорит о том, что и всем людям вообще (всей природе в виде) доступно теперь блаженное бессмертие, если они захотят идти путем спасения. То, что св. Григорий совершенно исключает идею всеобщего спасения, мы не раз увидим ниже. О природе в виде и о природе в неделимом (ατόμον) - см. прп. И.Дамаскин 55 глава Точного изложения.

[11] Приведем здесь слова св. Иоанна Дамаскина, что бы показать преемственность богословия св. Григория от древних отцов. «Μόνη δὲ ἡ ἁμαρτία παρά φύσιν ἐστὶν ἑκούσιον καὶ αὐθαίρετον τῆς ψυχῆς πάθος κάκιστον καὶ φθορά». «Один только грех есть вне природы(=не есть природы,) но добровольная и ПРОИЗВОЛЬНАЯ самая плохая страсть души и тление.» Введение в догматы элементарное [9] Περὶ πάθους. И в 69 главе Точного изложения: «Ὅλον γὰρ τὸν ἄνθρωπον καὶ πάντα τὰ τοῦ ἀνθρώπου ἀνέλαβε πλὴν τῆς ἁμαρτίας· αὕτη γὰρ οὐ φυσική ἐστιν οὐδὲ ὑπὸ τοῦ Δημιουργοῦ ἡμῖν ἐνσπαρεῖσα,» «Ибо всего человека воспринял и все человеческое кроме греха; так как он (грех) не природен и не Творцом всеян в нас»



[12]Важный и требующий пояснения момент. В переводе Погодина неверно: «и во Христе явившаяся чистота была Им присвоена самому человеческому естеству». В оригинале - «αναφανεισεις εν Χριστω της ενυπεργμένης υπ’ αυτου καθαρότητος τη ανθρωπίνη φυσει. «Смысл фразы таков: 1.Когда стала реальностью во Христе безгрешность человека (неопределенно сказанным «человек» обозначают отцы человеческую природу). 2. Когда Им (божественной ипостасью Слово) в бытие была приведена (ενυπεργμενης υπ’ αυτου), т.е. Его собственная Бога Слова человеческая природа (в неделимом), абсолютно чистая, так как ипостась этой природы не тварная, а несозданная – божественная, Сам Бог Слово. 3. И так «оправдался» Бог…То, что это утрированное выражение ясно из уточнения св. отца: «как говорится»… Т.е. снова стала очевидна Бога благость… С помощью чего, чем «оправдался»? «ставшим во Христе безгрешным человеком, и явившейся во Христе и Им в бытие приведенной чистотой человеческой природы». Им (Богом Словом - божественной ипостасию) в бытие, приведение в неделимом человеческой природы = ипостазирование - воипостазирование, слово, очень часто неверно понимаемое в русскоязычном богословии. См. примечание № 6
Tags: Исихазм-9-й вселенский собор, Православная христология, Уроки "византийского", мои переводы греческих отцов, ркц
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments