rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Ересь или ошибка?

Оригинал взят у paterkonstantin в Ересь или ошибка?

Ересь или ошибка?

Ересь или ошибка в Документе -2000 (ОПОИ)?

  1. Ересь – это изменение курса. Ошибка – это прежний курс, изложенный некорректно.
  2. Каков курс? Т.е. каково учение Православного Предания (апостолов, отцов, соборов) по вопросу об отношении Церкви Христовой к отделенным от нее религиозным сообществам?


[Святоотеческое экклесиологическое учение здесь:]

Святоотеческое учение о Церкви заключается в следующем (без цитат св. отцов, чтобы не утяжелять текст):

- только Православная Церковь – есть проявление Церкви Христовой (единство догматического учения и мистического опыта);
- ересь, раскол, парасинагога – отделение от Церкви Христовой по вероучительным или каноническим разногласиям (они вне канонических и мистических границ Церкви);
- прекращение  с ними молитвенного, евхаристического общения;
- есть ли у них таинства? Ответ: нет, т.к. таинства – это функция исключительно Церкви.
- есть ли у них спасающая благодать? Ответ: нет, т.к. спасение вне Церкви невозможно;
- есть ли у них вообще благодать? Да, есть благодать, призывающая к движению в Церковь Христову, т.е. в те условия, где соединение с Богом возможно в максимальной для человека степени, что и называется собственно «спасением». В этих сообществах есть освящающие (но не спасающие) средства: молитва, воздержание, Священное Писание, священнодействия (нетаинства), искреннее благочестие.
- как быстро исчезает благодать у сообществ вне Церкви и сколько ее остается у них? Мы не знаем, считая это Промыслом Божиим.
- отношение к инославным  как к ересям:

= прекращение  с ними молитвенного, евхаристического общения;

            = диалог с целью возвращения еретиков в Церковь;
    - отношение к инославным при приеме их в Церковь Христову (в Православную Церковь):

- радость от единения;

- принимаем упрощенными чинами, без особых препятствий (т.е. по икономии), но дифференцированно.



[Экклесиологическое учение, изложенное в ОПОИ-2000 здесь:]

1. У инославных есть остаточная благодатная жизнь. Пункт 1.15. документа:  «Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах».
2. Документ не знает в Церкви инославные или нет. П.1.16. документа:  «Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению».
3.Упрощенный прием объясняется не икономией, а наличием у них остаточной благодатной жизни. П. 1.15 документа: «Именно с этим связана практика приема в Православную Церковь приходящих из инославных сообществ не только через Таинство Крещения».
4. С инославными ересями общение не прерывается полностью. П.1.15 документа: «Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство».
5. Документ обвиняет древних святых отцов, которые принимали на соборах решения об отмежевании  лжеучений еретиков от истинного вероучения Церкви. П.1.20 документа: «Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом».



Остается сравнить два учения, чтобы выяснить есть ли ересь в документе-2000, или там есть ошибка.

У меня получилось так.

      Признавая за инославными остаточную (неполную) благодатную жизнь и неполное общение, документ тем самым предлагает новый путь расширения (наполнения) этого неполного общения - через наш упрощенный чиноприем. Т.е. если мы принимаем, не перекрещивая, значит, этим самым мы признаем у них благодатность таинства крещения, которое не следует повторять. Если мы принимаем без миропомазания (через покаяние, т.е. третьим чином) – значит, мы признаем не только их крещение, но и благодатность иерархии и тех таинств, которые эта иерархия совершает, в  т.ч. и таинство евхаристии. Это и есть установление экуменического общения, т.е. платформа для объединения без покаяния еретиков, а лишь путем изменения смыла упрощенного чиноприема. Они останутся католиками (например), мы останемся православными, но совместное евхаристия возможна, т.к. и у них есть в этих пределах благодать, и мы это признали упрощенным чиноприемом. Документ настойчиво и справедливо убеждает, что Православная Церковь в полноте являет Церковь Христову, но ложно, что инославные – лишь отчасти в ней. В той части, в какой мы признаем их благодатность, в той части они и есть Церковь – ложно вещает д-2000. И у нас с ним в этой части есть общение, хотя в целом общение неполное, т.к. они все же отделены от нас. При таком угле зрения, между Православной Церковью и инославными всегда будет неполное общение, но оно уже позволяет без дополнительных богословских усилий вместить в это общение совместную  евхаристию. Документ открыто и похвально отсекает протестантские теории объединения (невидимой церкви, теория ветвей и пр.. – об этом глава 2-я Документа). Но предлагает новую модель объединения – через упрощенный чиноприем, свидетельствующий о мере неполного общения. Таким образом в д-2000 не ошибка, а новое еретическое учение о Церкви.


Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments