rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Богословские выводы моего друга-богослова . В книге "Слово пастыря"-неправославие Маркелла

ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО ΝΕΑ ΡΩΜΗ (НЭА РОМИ)

Богословские выводы нашего друга-богослова . В книге "Слово пастыря"-ересь

Для тех кто решит доказывать обратное, разрешается использовать только этот текст. Это настоящий серьезный богословский разбор, а не поверхностные дневниковые заметки в блоге rwmios_f . Наш друг которого мы прокомментировать текст патриарха пользовался переводом на итальянский KIRILL PATRIARCA DI MOSCA E DI TUΤTE LE RUSSIE LA PAROLE DI PASTORE. VATIKAN-2015. Он очень хорошо знает итальянский...Но самые главные цитаты я ему перевел на греческий с русского оригинала...Перевод на греческий фраз патриарха, публикуем в примечаниях. Любой кто захочет подвергнуть его сомнению легко может это сделать. Не выражаем, ни согласия, ни несогласия с данными выводами. Как говорит аскетический принцип "не отвергать и не принимать" Пока так...Просто есть такое мнение. И очень серъезно аргументированное...

Итак:

О неправославной триадологии в книге "Слово пастыря", которая подобна, осужденной 2-ым Вселенским собором ереси Маркелла.[1] Эта ересь была возобновлена антиисихастами- варлаамитами и их учение сходно с исповеданием,изложенном в вышеупомянутой книге. (перевод с греческого)

«А что же тогда Бог Дух Святой? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца. Ибо не было такого времени, когда эта энергия не исходила бы, и не будет такого времени, когда она перестанет исходить. Исхождение Духа Святого не истощает природы Отца и Его личности, как не истощает Его личности и Его природы предвечное, вневременное рождение Сына. Бог всецело присутствует в Своей энергии, которую Он передает всему творению — окружающему миру. Эта Божественная энергия не является частицей Бога Отца, но включает в себя всю Божественную жизнь, всю Божественную природу. И в этом смысле Бог Дух Святой есть Бог в абсолютном явлении Своей природы, личный Бог и третья ипостась Святой Троицы»[2]



Прежде всего нужно отметить, что в православной догматике существует всем известное различение между двумя понятиями, между Святым Духом, понимаемым как лицо-ипостась и святым духом, понимаемым как благодать, то есть как общая нетварная (несозданная) энергия трех ипостасей. Св. Геннадий Константинопольский, толкуя апостольское приветствие, пишет: «Святым духом здесь называет не ипостась Духа, но подаваемую верным благодать Духа»[3].


Анализ исследуемого отрывка, и других того же автора показывает, что это базовое православное различение ему совершенно неизвестно. Если бы он имел ввиду божественную энергию,как общую энергию трех ипостасей, то какой бы смысл имело говорить «предвечно исходящая от Бога Отца»? Почему эпитет «божественная» с большой буквы? Ведь так пишут только имена божественных ипостасей.... Какой смысл употреблять

слово которое употребляемо именно для обозначения ипостасного свойства святого Духа т.е «исхождение»? ведь сказано «исходящая»... Если бы он имел ввиду божественную энергию, как общую энергию трех ипостасей, то какой бы был смысл сравнивать эту исходящюю энергию с рождением Бога Сына? «Исхождение Духа Святого не истощает природы Отца и Его личности, как не истощает Его личности и Его природы предвечное, вневременное рождение Сына.» Ведь рождение Сына-это именно ипостасное свойство Бога Сына...

Глава называется о Святой Троице... Если эти слова об общей божественной энергии трех ипостасей, то значит о третьей ипостаси Троицы т.е о Святом Духе в ней вообще речь не идет? Это предположение не выдерживает никакой критики. Совершенно очевидно, что речь именно третьем Лице Троицы, которое одновременно у автора и божественная энергия... И почему подчеркивается «природа Отца»? Разве у Отца Сына и Духа не одна общая природа? Что это за особая природа Отца? Что есть божественная энергия по православному учению? Великий православный догматист св.Иоанн Дамаскин ясен:«Энергия есть деятельное и сущностное природы движение»[4]. В рассматриваемом тексте исключается такое понимание божественной энергии. Везде подчеркивается только Отец: « исходящая от Бога Отца... Исхождение Духа Святого не истощает природы... Отца... Божественная энергия не является частицей Бога Отца».

Но ведь природа есть «сущностное природы движение». Отец не есть сущность, Он не есть природа. «Ни сущности имя Отец... ни энергии»[5] сказал Богослов.

Никак нельзя отождествлять божественную ипостась, ни с божественной сущностью, ни с божественной энергией. В православном вероучении божественная ипостась принимает только одно отождествление. С термином лицо. И ни с каким иным... Однако в рассматриваемом тексте отождествление ипостаси и энергии(действия) очевидно: «Эта Божественная энергия... есть... личный Бог и третья ипостась Святой Троицы». Более того, эта онтологически невозможная фантастическая и несуществующая божественная «энергия-ипостась» согласно этой «православной» триадологии передается всему «всему творению — окружающему миру»... Эти выражения, ни при каком уточнении не могут быть истолкованы православно...

«Ни по сущности ни по какой то из божественных ипостасей никто не может быть причастен Богу» [6]учит св.Григорий Палама.

В продолжении этой главы использована латинская формула: «Бог весь одна любовь, содержащая в Своей Троице и любящего, и любимого, и само действие любви. Любящий — это Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой». Итак Святой Дух = само действие(=энергия) любви. Энергия и действие- синонимы. Так кого это связующее действие? Отца действующего -любящего? Сына? Но ведь тот показан в этой формуле не как действующий, но как принимающий действие любви. Эта формула, помимо прочих догматических ошибок, удостоверяет еретическое отождествление ипостаси Святого Духа, с общей божественной энергией Трех божественных лиц и унижение Святого Духа в сравнении с другими двумя божественными Лицами. Хоть

Святой Дух и называется вербально лицом, но при таком отождествлении лицом ипостасью быть онтологически не может. Божественная энергия не = божественная ипостась-лицо. Таким образом, в рассматриваемой триадологии, упраздненна Троица божественных ипостасей. Три ипостаси Святой Троицы в равной степени действуют одним божественным действием(=одной божественной энергией-благодатию). Эта божественная энергия-благодать не только общетроичная природная энергия, но в то же время и воипостасная, каждой из божественных ипостасей. И Отца и Сына и Святого Духа, конечно, понимаемого как лицо-ипостась. В каждой из божественных ипостасей абсолютное тождество божественной энергии. Это одна из особенностей единосущия божественных ипостасей, которое отлично от единосущия между тварными ипостасями одной природы. Прекрасно сказал об этом блаженейший Архиепископ Афин и всея Эллады кир Иероним на Святом и Великом Соборе: «Одна есть энергия Троичного Бога "ибо энергия есть движение сущности, но не сущность" и " одно божественного воления движение из предопределяющей причины Отца происходящее и через Сына посылаемое и в Святом Духе проявленное" по св.Григорию Паламе.»[7]

ВЫВОДЫ

Триадология и пневматология нынешнего российского патриарха кишат догматическими ошибками из которых основными являются: (в греческом оригинале мой друг написал именнно так Ἡ τριαδολογία καὶ πνευματολογία τοῦ νῦν Ρώσου πατριάρχου βρίθει δογματικῶν λαθῶν ἐκ τῶν ὁποίων οἱ βασικὲς εἶναι: )

1) Абсолютное слияние Святого Духа понимаемого как лицо-ипостась со святым духом, понимаемым как благодать, то есть как нетварная общая энергия трех божественных ипостасей. Согласно решению собора 1351-го года-это учение соответствует ереси Маркелла осужденной на 2-ом вселенском соборе. Собор 1351-год провозглашен на Великом и Святом Соборе как имеющий вселенский авторитет[8]. И этот собор 1351-года, который многие выдающиеся богословы без колебаний исповедуют как 9-й вселенский, определяет ересь Маркелла именно как отождествление божественной энергии и божественной ипостаси. «никакой не исповедывал (Маркелл) общей нетварной энергии триипостасного божества...кроме только Сына и Духа Святого»...И именно когда еретики антипаламиты начали утверждать что божественная энергия=св.Дух как ипостась лицо, в этом « Святой собор добре распознал Маркелла нечестие»[9]



2) Неправославное утверждение о том, что все творение причастно самой божественной ипостаси Святого Духа Бог всецело присутствует в Своей энергии, которую Он передает всему творению ...Эта Божественная энергия ...есть Бог в абсолютном явлении Своей природы, личный Бог и третья ипостась Святой Троицы.» Такие утверждения встречаються только в римокатолической традиции например у Фома Аквината. Последний впрочем, более умерен и говорит о причастии божественному лицу только разумной природы, а не всей твари вообще. Учение Церкви диаметрально противоположно, и совершенно исключает ересь о причастии чего бы то ни было тварного божественной ипостаси.

Кроме этого ,в отличии от православной триадологии, где связью единством, взаимопрехождением(перихоресисом) есть ипостась Отца,в триадологии "слова Пастыря" как и у латинян связью есть Дух...

"Бог Отец, любимый — Бог Сын, и сама любовь, их связующая, есть Бог Дух Святой»
По правослпвному же учению:
"Когда ищем причину той неразрывной и всякий ум превышающий друг с другом(=лиц Троицы) связи и превосходящего природного единства и и непомыслимого и неизреченного прехождения(περιχωρήσεως), то ОТЦА ведаем сразу же и обретаем Его , Его [как] единство, Его [как] связь, Его и [как] Отца и [как] Изводителя и как связующего рожденного (=Сына )с изведенным(= с Духом), и таким образом, их средой(срединой) и началом полагаем Его(=Отца) " [1]
[1]ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΠΑΛΑΜΑ ΓΠΣ τ.Β΄ Θεσσαλονίκη-1987 cтр..102 cм.
[1] См. 1-й канон собора ΙΩΑΝΝΟΥ. Ν ΚΑΡΜΙΡΗ ΤΑ ΔΟΓΜΑΤΙΚΑ ΚΑΙ ΣΥΜΒΟΛΙΚΑ ΜΝΗΜΕΙΑ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΚΑΘΟΛΙΚΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΟΜΟΣ I. ΕΝ ΑΘΗΝΑΙΣ 1960 Α΄κανόνας σελ.132

[2] См.итальянское издание KIRILL PATRIARCA DI MOSCA E DI TUТTE LE RUSSIE LA PAROLE DI PASTORE. VATIKAN-2015 Слово пастыря. митрополит Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Глава О Святой Троице.

«Τότε τί εἶναι τὸ Ἅγιον Πνεῦμα; Εἶναι ἡ Θεία ἐνεργεία ἡ ὁποία προαιώνια ἐξέρχεται(ἐκπορεύεται) ἐκ τοῦ Θεοῦ Πατρός. Διότι δὲν ὑπῆρχε κάποιο χρονικὸ διάστημα, κατὰ τὸν ὁποῖον, δὲν θὰ ἐξερχόταν(ἐκπορευόταν) καὶ δὲν θὰ ὑπάρχει κάποιο χρονικὸ διάστημα κατὰ τὸν ὁποῖον θὰ παύει νὰ ἐξέρχεται. Ἡ ἐκπόρευση τοῦ Ἁγίου Πνεύματος δὲν ἐξαντλεῖ τὴν φύση τοῦ Πατρὸς καὶ τὴν προσωπικότητά Του, ὅπως δὲν ἐξαντλεῖ τὴν φύση Του καὶ τὴν προσωπικότητά Του, ἡ γέννηση τοῦ Υἱοῦ. Ὁ Θεὸς εἶναι ἐξ΄ ὁλοκλήρου παρὼν ἐν τῇ ἐνέργειά Του, τὴν ὁποία τὴν μεταδίδει σὲ ὅλη τὴν κτήση, στὸν περιβάλλοντα κόσμο. Τούτη ἡ Θεία ἐνεργεία δὲν εἶναι ἕνα μέρος τοῦ Θεοῦ Πατρός, ἀλλὰ ἐμπεριέχει ὅλη τὴν Θεία Ζωή, ὅλη τὴν Θεία φύση. Καὶ μὲ τὴν ἔννοια αὐτὴ ὁ Θέος Ἅγιον Πνεῦμα εἶναι Θέος μὲ τὴν ἀπόλυτη ἐκδήλωση τῆς φύσεώς Του, εἶναι προσωπικὸς Θεὸς καὶ ἡ τρίτη ὑπόσταση τῆς Ἁγίας Τριάδος»

ὁ Θεὸς ὅλος εἶναι μιὰ ἀγάπη ποῦ ἐμπεριέχει στὴν Τριάδα της καὶ Τὸν ἀγαπώντα καὶ ἀγαπημένο καὶ τὴν ἴδια ἡ ἐνεργεία τῆς ἀγάπης, ὁ ἀγαπῶν -εἶναι ὁ Θεὸς Πατήρ, ὁ ἀγαπημένος –εἶναι ὁ Θεὸς Υἱὸς καὶ ἡ ἐνεργεία ποῦ τοὺς ἑνώνει εἶναι τὸ Πνεῦμα τὸ Ἅγιον»

[3] Ἑαυτοῦ δὲ τὸ πνεῦμα εἶπεν, ἐπειδὴ μὴ τὴν ὑπόστασιν τοῦ πνεύματος ἔλεγεν, ἀλλὰ τὴν δεδομένην αὐτῷ πρὸς τὸ εὐαγγελίζεσθαι χάριν τοῦ πνεύματος, Gennadius I Scr. Eccl. : Fragmenta in epistulam ad Romanos (in catenis) : Page 353, line 22 Πνεῦμα δὲ ἐνταῦθα οὐ τὴν ὑπόστασιν λέγει τοῦ Πνεύματος, ἀλλὰ τὴν δεδομένην τοῖς πιστεύουσι χάριν.Theodoretus Scr.Eccl. et Theol. : Interpretatio in xiv epistulas sancti Pauli : Volume 82, page 140, line 36 Духом здесь не ипостась Духа именует, но подаваемую верным благодать

[4] Joannes Damascenus Scr. Eccl. et Theol. : Expositio fidei : Section 59, line 8

[5] «οὔτε οὐσίας ὄνομα ὁ πατήρ, ὢ σοφώτατοι, οὔτε ἐνεργείας»Gregorius Nazianzenus Theol. : De filio (orat. 29) : Section 16, line 11 св.Григорий Богослов о Сыне

[6] ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΠΑΛΑΜΑ Φεόφανης ΓΠΣ τ.Β΄ Θεσσαλονίκη-1987 cтр..246 «Οὔτε τοινυν κατὰ τὴν οὐσίαν οὔτε κὰθ΄ὑπόστασιν τινὰ μέτοχος τὶς γίνεται Θεοῦ» .

[7] https://www.holycouncil.org/-/opening-archbishop-ieronymos

Μία εἶναι ἡ ἐνέργεια τοῦ Τριαδικοῦ Θεοῦ: «Ἡ γάρ ἐνέργεια κίνησίς ἐστιν οὐσίας, ἀλλ᾽οὐκ οὐσία». Καί «μία ἡ τοῦ θείου θελήματος κίνησις ἐκ προκαταρκτικοῦ αἰτίου τοῦ Πατρός ὁρμωμένη καί διά τοῦ Υἱοῦ προϊοῦσα καί ἐν τῷ ἁγίῳ Πνεύματι προφαινομένη», κατά τόν ἅγιον Γρηγόριον τον Παλαμᾶ.

[8]https://www.holycouncil.org/-/encyclical-holy-council

Encyclical of the Holy and Great Council of the Orthodox Church - Official Document

Соборная деятельность непрерывно продолжается в истории в последующих соборах, обладающих ВСЕЛЕНСКИМ АВТОРИТЕТОМ, среди которых были следующие: Великий Собор (879-880), созванный при Великом Фотии, Патриархе Константинопольском; созванные при святом Григории Паламе Великие Соборы (1341, 1351, 1368 гг.), посредством которых была утверждена истина веры, касающаяся прежде всего исхождения Святого Духа и причастия человека нетварным божественным энергиям;

[9] μηδεμίαν πρεσβεύειν ἐνεργείαν ἄκτιστον κοινὴν της τρισυποστάτου θεότητος, εἰ μὴ τὸν μόνον... τὸ Πνεῦμα το ἄγιον... Ἀλλ’ ἡ θεία σύνοδος καλῶς...ἐπιγνοῦσα Μαρκέλλου...την δυσσέβειαν ΙΩΑΝΝΟΥ. Ν ΚΑΡΜΙΡΗ ο.π. σελ.401-402

.
P.SScreenshot-2017-12-27 Презентация итальянского издания книги «Слово пастыря»
ЧЕЙ ГОЛОС СЛЫШИТ АЛФЕЕВ ХРИСТА ИЛИ...?
Алфеев слышит голоса? Не пора ли к врачу?
И это говорится о книге где ереси осужденные вселенским собором?
https://www.rop.ru/novosti/article_post/prezentaciya-italyanskogo-izdaniya-knigi-slovo-pastyrya
В своём слове митрополит Иларион отметил, что книга «Слово пастыря. Бог и человек. История спасения» представляет собой сборник бесед, которые сначала митрополит, а ныне Святейший Патриарх Кирилл вёл в своей передаче на российском телевидении. «В книге слышен голос пастыря, для которого служение Христу и Его Церкви является самым главным», — подчеркнул м.Илларион...Презентация итальянского издания книги «Слово пастыря»" ЗАЧАСТУЮ В КНИГЕ МЫ СЛВШИМ ГОЛОС САМОГО ХРИСТА
Tags: Ереси(?) п-ха Кирилла, Ересь, Уроки "византийского", пгм=псевдоправославие головного мозга
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments