rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Старец Θеоклитос Дионисиатис.

Источник http://vatopaidi.wordpress.com/2011/01/ ... %8C%CE%B3/



Старец Θеоклитос Дионисиатис.
автор. монах Иосиф Дионисиатис.
Рожденный в славном Навпакте, но взращенный и воспитанный в священной обители Дионисиат, хотя является и похвалой всего святогорского мира. Молодым в возрасте 25 лет закончив высшее образование, после того как согласно с законом прошел свою воинскую службу, слушаясь гласа Родины мобилизуеться на страшную ту войну 1940 го года, где с мужественным патриотическим сознанием он был на первой линии(фронта).
До того времени не имел влечения к монашеству. Однако Всеблагий, который его избрал еще от утробы матери, после того как чудесным образом спас ему жизнь, одновременно даровал ему как влечение так и приглашение посвятить себя Богу. Итак дает обет совершенного отречения(от мирского)…С оккупацией многострадальной нашей родины гитлеровскими полчищами, распускается по необходимости наша регулярная армия. Таким образом во время страшной той войны молодой человек направляется как жаждущий олень в Сад Богородицы.
Вскоре он был извещен, что местом его покаяния будет честная обитель Дионисиат и его старцем образованный и имеющий добрую славу игумен Гавриил. Рассудительный и мудрый тот старец, вскоре понял что молодой послушник Θеодор станет избранным сосудом, светом обители, и всей святой Горы, равно как и Церкви вообще…И поэтому очень скоро в возрасте 27 лет(1943) постриг его в великую схиму. Как послушник он выделялся. Служил на кухне, в трапезной, в архондарике, в представительстве монастыря, (конак) в качестве конактзиса,[1}на подворье Моноксилитис и т.д. Но не запоздал обнаружиться и его писательский талант.
В данном случае, он имел рядом с собой ученного и с даром рассуждения старца Гавриила, который и помогал ему развивать данный талант. Вначале после тяжелого искуса на низких послушаниях, решением собора старцев он становиться предстоящим, позже и представителем монастыря в Священном Киноте.
К сожалению страшная та война 1940-го года принеся общий упадок нашей родине повлияла и на Святую Гору. Отметим только то, что 9 из 20 монастырей были идиоритмами(особножительными), свидетельство упадка организованного монашества, хотя и в этих идиоритмах было немало выдающихся монахов.

Выдуманные, но и действительный скандалы обсуждались во всем греческом мире так что священное сие место было неверно понимаемо многими и даже в высших слоях общества.



Тогда по понуждению мудрого старца Гавриила начинает монах Θеоклитос написание первого своего выдающегося труда т.е книги «Между небом и землей». Эта книга своим изящным и литературным стилем, показывает красоту святогорского монашества, в такой степени что достигло до высших политических сил. В результате книга получила премию Афинской Академии. Итак становиться молодой ученный объектом внимания и причиной положительных отзывов о Святой Горе.
Эта книга была впрочем лишь добрым началом. С того времени сей приснопамятный монах занялся написанием множества достойных трудов и статей почти во всех христианских изданиях, но также и во многих выступлениях, на которые его приглашали многие официальные лица. в 1963 года праздновалось тождественно 1000-летие святой Горы. После праздничных церемоний о. Θеоклитос был приглашен официально как королевским двором так и Афинским университетом. В ту эпоху я учился в Афинах. Не могу забыть его изящнейшие выступления в Афинской Академии, в Университете. В Апостолики Диакония, и в других местах, на которых всегда было очень много людей.
В университет об был приглашен приснопамятным профессором Томадакисом сказать речь о Григории Паламе. В Апостоллики Диакония преподавателями боголосвского факультета Афин, которые чествуя его сидели на обычных местах как ученики и слушали монаха.
В рамках этой его деятельности, самым важным вкладом приснопамятного Старца была работа в Священном Киноте, где в течении многих лет об был представителем монастыря и протоэпистатом. Период 1965-1973 был для Святоименитой Горы. Но и для всего православного мира периодом страшного испытания. В этот период патриархом был приснопамятный Афиногор.

Мы не в состоянии судить верил ли он в то, что говорил или был великим дипломатом. Но и дипломатия в церковном пространстве не имеет места прежде всего на догматическом уровне. Прежде всего он перешел в 1965 к знаменитому снятию анафем по поводу схизмы, деяние недопустимое поскольку не решены вопросы схизмы между православной и западной Церковью. Но этого мало он скандализировал верных и конечно чувствительных святогорцев заявлениями совершенно антиправославного характера, как например, «единение без условий и границ», «низшие догматы», «догмат противоположен любви» и т.д.

Возмущенные святогорцы(большинство) прекратили поминовение патриарха. Достаточно многие и даже благочестивые, но простецы, увлеклись в зилотство, каковое с того времени и до ныне сохраняеться в монастыре Есфигмен. Много протестов были и из Греции и отдельные и со Святой горы.

Однако официальным представителем Священного сего места есть Священный Кинот. В то время почти все представители были малообразованными. Однако Промысел Божий управил, что представителем от Дионисиате был о. Θеоклитос .В то время Священный Кинот и о. Θеоклитос отождествлялись
Будучи чувствительным к вопросам веры по его инициативе Священный Кинот заявлениями и письмами, который составлял сам о. Θеоклитос, он взял на себя главное в борьбе, с одной стороны протест и обличение отклонений, с другой просвещение благочестивых но простецов святогорцев, в том что Церковь не прекратилась как неразумно высказали многие «зилоты», которые и высказали проблему пребывания в Церкви. Как выход предлагая переход в одну из многих зилотских группировок. Одно дело лица другое дело Церковь как институт.


В этой борьбе главную роль сыграл приснопамятный о. Θеоклитос. И действительно патриарх Афинагор ушел. Его преемником на троне стал смиренный Димитрий. Он успокоил верных, однако остатки зилотства живут и в наши дни. Желаю, чтобы нынешние были внимательны, но и исправляли ошибки предшественников для восстановления внутреннего единства. Но будто наших проблем было мало теперь начинает Русская Церквовь и провозглашает страшное; примает решение в 1970-году преподавать божественные таинства папистам. Это событие потрясло всю святую Гору и достаточно ощутимо было на Горе и русское пристутствие. Русский монастырь часто посещяли русские архиереи и клирики. Затем путешестовали по всей Святой Горе.


Как мы будем иметь общение с ними? Как о. Θеоклитос так и приснопамятный мой старец, еще одна выдающяяся личность Святой Горы, среагировали молниеносно и письменно и устно, но и Священный Кинот выразил протест по совету о.Θеоклитоса. Более того на официальнои посещении, бывшем после того решения тогдашнего патриарха Пимена , приснопамятный о. Θеоклитос осмелился в официальной речи обличить это антиправославное деяние. Помню кстати и приснопамятного моего страца отца Харалампия, тогдашнего игумена монастыря Дионисиат, на одном посещении русских иерархов в нашем монастыре, он со всей своей простотой осмелился обличить это деяние, как будто вылил на них ушат с холодной водой.

В период 1989-1990 Протоэпистатом Святой Горы был о Θеоклит. Тогда одна их групп «монахов-зилотов» используя как повод малочисленность насельников в онастыре Дохиар (несколько стариков), хотили как и в Есфигмене захватить монастырь. Поселились там вроде как служители, но с дальнейшим планом, так что и дохиариты(несколько пожилых) так и члены Священого Кинота…замедлили понять…Но этот план не ускользнул от острейшего ума Протоэпистата.

Созывает немедленно собрание страцев и посылает представительство в монастырь. Впоследствии выяснилось, что судьба монастыря висела на волоске еще бы чуть чуть и он бы попал в руки зилотов. Как признаются члены представительства за то, что этого не случилось мы должны благодарить только тогдашнего Протоэпистата Θеоклита Дионисиатиса.

Но я должен коснуться еще одной серьезной темы, касающейся вклада приснопамятного. Когда о. Феоклит стал предствителем, 9 из 20 монастырей были идиоритмами. Даже не знаю сколько трудов и молитв он предпринял для того чтобы взять на себя смелость как наполнения монастырей насельниками так и возвращения идиоритмов к общежительному уставу.
Вершиной его деятельности во время бытности протоэпистатом (1984-85), когда представителем было мое смирение, было вот это удивительное и дерзкое -сказал прежде всего мне. «Я созову эксархию по вопросу Ватопеда.» Колеблясь я отвесаю ему «Старче там внутри осиное гнездо, как мы войдем туда на них?»И тот с уверенностью в нашей Пресвятой сказал «Так как этого хочет наша Панагия она будет работать с нами». Действительно только огромным чудом может быть объяснено, как сильный, но пришедший в упадок монастырь Ватопед превратился в образцовый общежительный монастырь. И это дело по человеческим меркам прежде всего сделано монахом Θеоклитом.

Это и многие другие достижения приснопамятного Старца. Спросите, каково было его оружие? Его оружием была вера, а также истинное посвящение себя нашей Госпоже Богородице, которую он все свои годы ощущал как Матушка и в буквальном смысле служил ей. Орудием Θеоклита была также умная и непрестанная молитва, кторую он взращивал во все свои годы. И даже написал особую книгу о умной молитве.В его вкладе конечно нужно отметить и его важное писательское дело. Насчитываютьяс около 70 компетентннейших писаний такие как «Между небом и землей», «Григорий Палама», «св. Никодим Святогорец», «Мария Мать Божия» «Ересь новоправолсавных». Афанасий Ивирит» и др.
Вышеизложенным я не хочу его делать святым, и показать что он бы непричастен человеческим ошибкам, напротив, поскольку я прожил долго с ним, я отмечаю у него и множество человеческих ошибок. Но опять же слава Θеоклита была в том что ое легко признавал и исправлял свои ошибки. Жил последние годы в исихастской жизнью в кафисме Святых апостолов вне монастаря Дионисиат. Занимался основном молитвой, чтением и писательством. Его пищей все эти годы была скромная и часто безвкусная еда. В последние годы пережил трудности со здоровьем. Вышел с Горы для лечения, но закон тления одинаков для всех. Вернулся и пребыал окончательно в пределах монастыря и жил образцовой преподобнической жизнью. 7 Января 2006 в день покровителя монастыря Иоанна Предтечи, во время радостных минут когда поеться полиелей, предал приснопамятный старец в руце Божии свою преподобную душу.
Вечная ему память.
Христос воскресе.
Tags: Афонские старцы, Голос Святой Горы Афон, Настоящее православие в лицах, Уроки "византийского", ркц
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments