rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Воскресение — это исправление нашего естества

Очень важный текст. Он полностью показывает неправославие тех, кто отрицает восприятие Логосом не падшей человеческой природы. И соответственно отрицает Воскресение. Ибо оно есть исправление искривленной нашей природы. А если не искривленную падением нашу природу воспринял Логос, то и об ее исправлении, т.е Воскресении говорить не приходится.
Ну и конечно здесь очевидно, что как в Адаме содержался весь человеческий род(=полнота человеческой природы) также и во Христе весь человеческий род, и потому воскресение это неизбежный итог для всей человеческой природы и в смысле все ее ипостасей.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/sem_slov_o_gizni_vo_hriste/2#sel=21:145,22:20
Св. Николай Кавасила.
Почему и неверные воскреснут и будут нетленны, хотя и не уверовали во Христа — единственного Вождя такого воскресения.

52.
Здесь, пожалуй, есть повод для недоумения. Ведь не только омытые Крещением, но и все вообще люди — даже те, кто не был силой Таинств приготовлен к вечной жизни, — получат бессмертные тела, воскреснут и будут нетленны. Странно, что в воскресении, которое принесла в мир только смерть Христова, будут участвовать и те, кто не принял Крещения, в котором мы приобщаемся животворящей Христовой смерти. Если они убежали от врача, отказались от помощи, отвергли единственное лекарство, то почему же они тогда достойны бессмертия? Разумнее, кажется, если бы происходило одно из двух: либо, если ничего от нас не требуется, всем без исключения и воскреснуть со Христом, и жить, и царствовать с Ним вместе, и наслаждаться всем тем счастьем (εὐδαιμονίαν), причиной которого для нас стала Христова смерть; либо, если так необходимо и нам привнести что-либо, разумнее, казалось бы, чтобы не принесшие веры в Спасителя и не воскресали.

53. Что тут можно сказать? Воскресение — это исправление нашего естества; подобные вещи Бог дает, ничего не требуя: создает нас, хотя мы этого не желали, и воссоздает, хотя мы ничем этого не заслужили. Но то Царство, о котором мы говорим, то созерцание Бога, та жизнь со Христом — это наслаждение, которого нужно хотеть. Поэтому оно доступно только тем, кто хотел, кто любил и жаждал его. Логично, что те, кто всеми силами желали чего-то, радуются, когда приобретают это; а тот, кто не хотел, и радоваться никак не может. Почему бы ему наслаждаться и радоваться, приобретя то, без чего он вовсе не томился? Ведь ни желать, ни искать он уже не сможет, потому что не увидит этой Красоты, как говорит Господь: не может принять, потому что не видит Его и не знает Его (Ин.14:16). Ведь такой человек будет брошен (ἐκπεσὼν) в жизнь будущего века слепым, не будет иметь ни чувств, ни сил, которыми он мог бы познать Спасителя; не только быть со Христом, но даже и пожелать этого он уже не сможет.

54. Поэтому нет ничего странного в том, что все будут жить бессмертно, но не для всех это бессмертие будет блаженным. То, что в Промысле Божьем относится только к естеству, все получают одинаково, а дарами, украшающими хотение, наслаждаются только те, кто благочестив перед Богом. Причина такова: Бог всем желает всякого блага и всем равно раздает свои дары — и благодетельствующие пожелавшим, и исправляющие естество. Но мы, не желая, получаем только те благодеяния Божии, которые касаются нашего естества, потому что их избежать не можем. Господь и против нашей воли творит для нас добро и в Своей любви к людям принуждает нас, и мы при всем желании не можем отвергнуть Его благодеяния.

55. Именно таков дар воскресения. От нас не зависит сперва, родимся мы или нет, и точно так же — воскреснем ли после смерти. Что же до нашего желания — а в нашей воле состоит избрание добра, отпущение грехов, исправление жизни, очищение души и любовь к Богу, — то ему служит наградой последнее блаженство. Все это мы можем принять или отвергнуть, и потому пожелавшие смогут этим наслаждаться, а не пожелавшие… разве это возможно для них? Нельзя же захотеть против воли, нельзя заставить чего-то желать.

56. Есть еще одно объяснение. Один лишь Господь освободил естество наше от тления, а личное произволение (γνώμην) — от греха. Первое — тем, что стал «первенцем из мертвых» (Кол. 1:18), другое — тем, что предтечею за нас вошел (Евр. 6:20) во Святое Святых: умертвил грех, примирил с нами Бога и средостение разрушил (Еф. 2:14) и за нас принес в жертву (ἁγιάσας, досл. «посвятил») Себя, чтобы и мы были освящены воистину (Ин. 17:19). Очевидно, что, по справедливости, только те должны освобождаться и от тления, и от греха, кто имеет со Христом и природную общность — как люди, — и общность изволения: возлюбившие явление и страдание Его (2 Тим. 4:8), повинующиеся Его велениям и возжелавшие того же, что и Он.

57. А кто одно имеет, а другого не получил — человеком ему случилось быть, а веровать во Спасителя для своего спасения и приобщиться благу своим свободным изволением (κοινωνεῖν τῷ ἀγαθῷ τῆς γνώμης) — нет? Логично, что такой человек не получит ни отпущения грехов, ни венца праведности, но в ином смысле он свободен: ничто не мешает ему воскреснуть, поскольку он той же природы, которая в Христе как в Человеке. Итак, Крещение — причина только божественной жизни во Христе, а не просто жизни, а бессмертие само по себе всем одинаково доставляет Христова смерть и воскресение. Поэтому воскресение — это общий для всех людей дар, а отпущение грехов и венцы на небесах и Царство получают только те, кто привносит от себя необходимую меру участия, кто здесь располагает себя так, какими нужно быть для будущей жизни и брачного чертога.

52. Ἐνταῦθα δὲ καὶ θαυμάσαι τις ἄν. Οὐ γὰρ οἱ λελουμένοι μόνον, ἀλλ’ ἤδη καὶ οἷς οὐκ ἐξεγένετο παρασκευασθῆναι πρὸς τὸν ἀθάνατον βίον τῇ δυνάμει τῶν μυστηρίων, καὶ ἁπλῶς ἄνθρωποι πάντες ἀγήρω κομιοῦνται τὰ σώματα καὶ ἀναστήσονται ἄφθαρτοι. Θαυμαστὸν γάρ, εἰ μετέσται τῆς ἀναστάσεως, ἣν ὁ τοῦ Χριστοῦ θάνατος μόνος εἰσήνεγκεν εἰς τὸν κόσμον, τοῖς μὴ τὸ λουτρὸν δεξαμένοις, ᾧ κοινωνοῦμεν τοῦ ζωοποιοῦντος θανάτου. Εἰ γὰρ τὸν ἰατρὸν ἔφυγον καὶ τὴν βοήθειαν οὐκ ἐδέξαντο καὶ τὸ μόνον ἀπεσείσαντο φάρμακον, τί λοιπὸν ἦν, ὃ πρὸς τὴν ἀθανασίαν αὐτοῖς ἀρκέσει; Καὶ δοκεῖ δυοῖν θάτερον εἰκὸς εἶναι συμβαίνειν· ἢ πάντων ἑξῆς ἀπολαύειν ἁπάντας, ὧν ὁ Χριστὸς ἡμῖν αἴτιος ἐγένετο ἀποθνήσκων, καὶ συναναστῆναι καὶ συζῆν αὐτῷ καὶ συμβασιλεύειν καὶ τὴν ἄλλην ἔχειν εὐδαιμονίαν, εἴ γε «δεῖ τῶν παρ’ ἡμῶν οὐδενός»· ἢ εἰ πᾶσα ἀνάγκη καὶ ἡμᾶς ὁτιοῦν εἰσφέρειν τοὺς μὴ τὴν πίστιν εἰσενεγκόντας τῷ Σωτῆρι μηδὲ ἀναβιῶναι.

53. Ἔστι τοίνυν ἐκεῖνο περὶ τούτων εἰπεῖν. Ἡ ἀνάστασις φύσεώς ἐστιν ἐπανόρθωσις· τὰ δὲ τοιαῦτα προῖκα δίδωσιν ὁ Θεός -ὥσπερ γὰρ πλάττει μηδὲ βουλομένους, οὕτως ἀναπλάττει μηδὲν προεισενεγκόντας-. Ἡ δὲ βασιλεία ἐκείνη καὶ ἡ τοῦ Θεοῦ θεωρία καὶ τὸ συνεῖναι Χριστῷ τρυφή ἐστι τῆς θελήσεως· διὰ τοῦτο τοῖς θελήσασι καὶ ἠγαπηκόσι καὶ ποθήσασιν ἔξεστι μόνοις· τούτους μὲν γὰρ καὶ τρυφᾶν ἀκόλουθόν ἐστι τῶν ποθουμένων παρόντων, τὸν δὲ μὴ βουληθέντα ἀμήχανον. Πῶς γὰρ ἂν καὶ τρυφᾶν δύναιτο καὶ χαίρειν παρόντων, ὧν οὐκ ἔλαβε πόθον ἀπόντων; ἐπεὶ μηδὲ ἐπιθυμῆσαι τηνικαῦτα δύναιτ’ ἂν καὶ ζητῆσαι τυχεῖν, ὅτι οὐχ ὁρᾷ τὸ κάλλος ἐκεῖνο, καὶ ὅ φησιν ὁ Κύριος· «Οὐ δύναται λαβεῖν, ὅτι οὐ θεωρεῖ αὐτὸ οὐδὲ γινώσκει αὐτό», τυφλὸς ἐντεῦθεν εἰς τὸν βίον ἐκπεσὼν ἐκεῖνον καὶ πάσης αἰσθήσεως καὶ δυνάμεως ἀπεστερημένος, δι’ ὧν ἔξεστι καὶ γνῶναι τὸν Σωτῆρα καὶ θελῆσαι συνεῖναι καὶ δυνηθῆναι.

54. Διὰ τοῦτο οὐ χρὴ θαυμάζειν, εἰ ζήσονται μὲν ἀθάνατα πάντες, οὐ πάντες δὲ μακαρίως· ὅτι τῆς μὲν περὶ τὴν φύσιν ἁπλῶς τοῦ Θεοῦ προνοίας ἀπολαύουσι πάντες ὁμοίως· τῶν δὲ τὴν θέλησιν κοσμούντων δώρων, μόνοι τῶν ἄλλων οἱ περὶ Θεὸν εὐσεβεῖς. Ὁ δὲ λόγος, ὅτι πᾶσι μὲν ὁ Θεὸς ἅπαντα βούλεται τἀγαθά, καὶ πάντων ὁμοίως μεταδίδωσι τῶν αὑτοῦ, καὶ ὅσα τὴν θέλησιν εὖ ποιεῖ, καὶ ἃ τὴν φύσιν ἐπανορθοῖ· ἡμεῖς δὲ τῶν μὲν εἰς τὴν φύσιν τοῦ Θεοῦ χαρίτων, ἐπεὶ μὴ δυνάμεθα φεύγειν, καὶ μὴ βουλόμενοι τυγχάνομεν πάντες -καὶ γὰρ καὶ ἄκοντας εὖ ποιεῖ καὶ βιάζεται φιλανθρώπως, ὁπόταν ἀποσείσασθαι τὴν εὐεργεσίαν βουλώμεθα μέν, οὐ δυνώμεθα δέ.

55. Τοιοῦτον δὲ τὸ τῆς ἀναστάσεως δῶρον· οὐ γὰρ ἐφ’ ἡμῖν ἐστιν οὔτε τὸ γεννηθῆναι τὴν ἀρχὴν οὔτε τὸ ἀποθανόντας ἀναβιώσκεσθαι πάλιν ἢ τοὐναντίον. Ἃ δὲ τῆς θελήσεως τῆς ἀνθρωπίνης ἐξήρτηται, λέγω δὴ τὸ ἑλέσθαι τὸ ἀγαθόν, ἁμαρτιῶν ἄφεσις, ἤθους ὀρθότης, ψυχῆς καθαρότης, Θεοῦ φίλτρον, τὸ τούτων ἆθλον ἡ ἐσχάτη μακαριότης. Ταῦτα δὲ ἐφ’ ἡμῖν ἐστι λαβεῖν ἢ φυγεῖν, ὅθεν βουλομένοις μὲν ἔξεστιν, μὴ βουλομένοις δὲ πῶς ἂν γένοιτο αὐτῶν ἀπολαύειν; Οὐ γὰρ ἔστιν ἄκοντας ἐθέλειν, οὐδὲ βιάζεσθαι βουλομένους.

56. Ἔτι δὲ δι’ ἐκεῖνον τὸν λόγον· ἐπεὶ γὰρ μόνος ἔλυσεν ὁ Κύριος τὴν μὲν φύσιν τῆς φθορᾶς, τὴν δὲ γνώμην τῆς ἁμαρτίας, τὸ μὲν «πρωτότοκος γενόμενος τῶν νεκρῶν», τὸ δὲ «πρόδρομος ὑπὲρ ἡμῶν εἰσελθὼν εἰς τὰ Ἅγια τῶν Ἁγίων», ἅτε τὴν ἁμαρτίαν ἀποκτείνας καὶ τὸν Θεὸν ἡμῖν διαλλάξας καὶ «τὸ μεσότοιχον καταλύσας» καὶ ὑπὲρ ἡμῶν ἑαυτὸν αὐτὸς ἁγιάσας, ἵνα καὶ ἡμεῖς ὦμεν «ἡγιασμένοι ἐν ἀληθείᾳ»· φανερὸν ὅτι μόνοι λύοιντο ἂν εἰκότως καὶ τῆς φθορᾶς καὶ τῆς ἁμαρτίας, οἱ καὶ θελήσεως αὐτῷ καὶ φύσεως μετασχόντες· τὸ μὲν ὡς ἄνθρωποι, τὸ δὲ ὡς «ἠγαπηκότες τὴν ἐπιφάνειαν αὐτοῦ» καὶ τὸ πάθος καὶ τοῖς προστάγμασι πεισθέντες καὶ θελήσαντες ἅπερ ἐκεῖνος.

57. Οἱ δὲ τὸ μὲν εἶχον, τὸ δὲ οὐκ ἐδέξαντο, καὶ τὸ μὲν ἀνθρώποις εἶναι σφισὶ συνέβη, πιστεύειν δὲ τῷ Σωτῆρι τὴν σωτηρίαν καὶ κοινωνεῖν τῷ ἀγαθῷ τῆς γνώμης οὐκέτι, τούτους τῆς μὲν ἀφέσεως τῶν ἁμαρτιῶν καὶ τῶν ἐπὶ δικαιοσύνῃ στεφάνων ἐκπίπτειν ἀκόλουθόν ἐστι, τῇ γνώμῃ διϊσταμένους· λυθῆναι δὲ τὴν ἑτέραν ἐλευθερίαν καὶ ἀναστῆναι τῆς φύσεως τῆς αὐτῆς ὡς ἀνθρώπῳ τῷ Χριστῷ γενομένους, οὐδὲν κωλύει. Τὸ γὰρ βάπτισμα τῆς ἐν Χριστῷ μακαρίας ζωῆς αἴτιόν ἐστι μόνον, οὐ τῆς ζωῆς· ἁπλῶς γὰρ τὴν ἀθάνατον ζωήν, τὸ τὸν Χριστὸν τεθνάναι καὶ ἀναβιῶναι πᾶσι παρέσχεν ὁμοίως. Διὰ τοῦτο ἡ μὲν ἀνάστασις καινόν ἐστι δῶρον πᾶσιν ἀνθρώποις, ἄφεσις δὲ ἁμαρτιῶν καὶ οἱ ἐν οὐρανοῖς στέφανοι καὶ ἡ βασιλεία, ἐκείνων γίνεται μόνων, οἷς ὑπῆρξε προεισενέγκαι τὴν ὀφειλομένην συντέλειαν, οἳ τάττουσιν ἑαυτοὺς ἐνθένδεν, ὡς ἔστιν οἰκείως ἔχειν πρὸς τὸν βίον ἐκεῖνον καὶ τὸν νυμφίον·
Tags: Догмат искупления, Уроки "византийского"
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments