rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Categories:

Еще раз о факторе апостоличности в Церкви

https://mondios.livejournal.com/42431.html
Ф. Дворник указывает еще на один важный момент в понимании преп. Феодором принципа пентархии — а именно, на апостольское преемство ведущих кафедр. Ко времени Юстиниана в Церкви уже довольно прочно утвердилось учение, согласно которому особое значение придавалось апостольскому преемству отдельных кафедр, которое не следует путать с апостольским преемством всех епископов Церкви: если второе рассматривалось как власть, принадлежащая всем епископам в частном порядке и в рамках их собственных епархий, то первое толковалось как особое преимущество центральных митрополий, благодаря которым они обладали апостольскими правами в более широком, т.е. общецерковном контексте, состоявшем, главным образом, в ведущей роли в сохранении мирового православия. Преп. Феодор выражает эту позицию очень определенно: «Божественные и небесные решения поручены не кому-либо другому, но тем, кому Бог сказал: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешить на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19). Кто эти люди, которым было дано это указание? Апостолы и их преемники. А кто их преемники? Тот, кто владеет престолом Рима, который есть первый престол, и тот, кто владеет престолом Константинополя, вторым престолом; после них те, кто держит престолы Александрии, Антиохии и Иерусалима. Это — пятиглавая власть Церкви» (Льву Сакелларию, цит. по: Ф. Дворник, Идея апостольства, с. 192). Такая позиция была общепринятой задолго до преп. Феодора при аргументации в пользу авторитета таких древних кафедр, как Римская или Александрийская, но к концу VII — началу VIII в. важность апостольского происхождения начинает осознаваться и в отношении других кафедр пентархии. Так, в Деяниях Седьмого Вселенского собора содержатся послания Константинопольского патриарха Тарасия, который неоднократно подчеркивает апостольский авторитет патриарших кафедр Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима и, обращаясь к своим восточным соратникам, собратьям по борьбе, говорит, что их престолы были утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Христа краеугольным камнем (Mansi 12, col. 1126 C, D; см. также: Ф. Дворник, Идея апостольства, с. 193). С этим, несомненно, тесно связано и предание об апостоле Андрее как основателе Константинопольской кафедры, которому начиная с VII века придавалось большое значение всеми восточными христианами. Преп. Феодор рассматривал связь апостольской веры с авторитетом апостольских кафедр настолько тесно, что напрямую связывал отпадение от пяти Патриархатов с отпадением от Церкви и от Христа: еретики, говорит он, «отделили самих себя от тела Церкви, от главенствующего престола» (т.е. от Римской Церкви, сохранявшей в тот период истинную веру) (Ep. 407, 9-10); «если же они [еретики] отторглись от верховного [престола], то отторглись и от трех других патриархов, то есть от Христа как их главы» (Ep. 410, 34-36).
Tags: Каноническое право, Уроки "византийского", вопрос УПЦ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments