rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Category:

Присоединение к московскому "православию" и второбрачие духовенства у московитов

«<...> Возникло сильное противодействие униатского духовенства в Белостокской области своему начальству, дошедшее до того, что 21 [униатский] священник осмелились подать просьбу Государю Императору об освобождении их от выдачи требуемых епархиальным начальством подписок [о присоединении к православию]... По отношению к такого рода упорным священникам пришлось прибегнуть к строгим мерам, а именно: к высылке нераскаянных в Великороссию под надзор полиции.

<...> Факт, имевший место при присоединении к православию ратненских прихожан. Для обращения униатов прибыл сюда [из Почаева] архимандрит Иерофей с певчими и прожил в Ратне с 17-го апреля по 11-е мая, квартируя в жидовском доме среди местечка. 24-го апреля на ярмарку собрался полесский народ с целого Ратненского благочиния и, слыша, что "благочестие" приехало из Почаева в Ратно, по своей простоте считал, что благочестие есть лицо, толпился около жидовских окон и как на какое чудо смотрел на грекороссийского монаха в клобуке и рясе, произнося: "Як страшно благочестие, ще ж мы от роду таковой не бачили". Один из присоединителей и главный виновник этих насильственных действий, хотевший для себя захватить Ратненский униатский приход, священник Кульчицкий, ходил по местечку в рясе и, с несколько отрощенною бородою, своим безобразием (он был малого роста и с бельмом на глазу) давал повод к неприличным толкам между народом. Присоединяющимся крестьянам и мещанам ратненским давали деньги и покупали водку, отчего охочие до напитков легко соглашались и слепо присягали [на верность православию], но другие смотрели на это с отвращением. Для удостоверения ходили по домам и спрашивали, кто принял православие, а кто нет, и таким образом беспокоили народ и мешали ему работать. Благодаря таким действиям православного духовенства в Ратне, сторонние крестьяне возимели отвращение к присоединению к православию и говорили: "Пусть себе пристают ксендзы наши и берут церкви, а мы не хотим того и знать, и будем молиться Богу и по-польски"».

Извеков Николай, свящ. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), Митрополит Литовский и Виленский. -- Вильна, 1889. -- Сс. 75-76.
при воссоединении униатов (после второго раздела Польши в 1793 г.) в пределах нынешней Киевской епархии оказалось несколько второбрачных священников, присоединившихся к Православной Церкви из унии. Об этом 7 июля 1795 г. за № 386 рапортовал Святейшему Синоду коадъютор Киевской митрополии архиепископ Минский Виктор (Садковский). А в 1796-1797 гг. восемь из них (Петр и Иоанн Таргонины, Василий Завадский, Федор Петровский, Иаков Багриновский, Федор Романовский, Симеон Карнович и Петр Тарновский) обратились сами в Святейший Синод с просьбой о разрешении им священнослужения. Еще в 1795 г. Святейший Синод, уклоняясь от принципиального решения вопроса, предложил тогдашнему председателю своему митрополиту Гавриилу (Петрову) частным образом дать архиепископу Минскому указания по этому делу. Последнему митрополит Гавриил и писал, чтобы он в изыскание таковых обстоятельств не входил, а лишь наблюдал, чтобы обратившиеся жили согласно Учению и Преданию Православной Церкви. То же было указано и тогдашнему митрополиту Киевскому Иерофею (Малицкому). Тогда архиепископ Виктор разрешил благочинным второбрачных и женатых на вдовах священников, обратившихся из унии, от приходов и священнослужения не устранять. По отзыву архиепископа Виктора, и прихожане в таких браках духовных лиц не видели никакого соблазна.

См.: Пружанин А. Брак, вдовство и безбрачие православного духовенства. М., 1910, сс. 15-18; прот. Н. Г. Попов. Второбрачие священнослужителей. Самара, 1926, с. 8.
Tags: Каноническое право
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments