rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Category:

Для тех кто говорит что я перевожу непонятно.

Решил все таки перевести анафематизмы Синодика торжества Православия против варлаамитов. Потому что существующий славянский перевод в издании русскосоветского византиниста Успенского это чего то особенного...Перевод Лосева тоже проблемный см.https://rwmios-f.livejournal.com/306521.html

Кстати именно с Лосева идет ошибочное именование этих анафематизмов Актами Собора 1361[1]



Давайте сравним:
Мой перевод самого пространного анафематизма.

"Также и тем, кто говорит, что никакой природной энергии нет у Бога, но только сущность; и совершенно одним и тем же и не различным понимают божественную сущность, никакой разницы в них не мысля и одно и то же то сущностью, то энергией именуют и безумно божественную сущность уничтожают и в небытие приводят, ибо только не существующее лишено действия(энергии), как говорят в своих речениях церковные учителя: и к этому еще и Cавеллиемым [недугом] болеющим и старое его сокращение и слитие и стирание трех ипостасей божества в божественной сущности и энергии ныне возобновлять дерзающим, и таким образом, злочестиво это смешивающим, а не исповедующим, по боговдохновенному богословию святых отец и благочестивому церковному учению, что в Боге сущность и сущностное и естественное Его действие(энергия), как это много раз и более всего отцами 6-го вселенского собора ясно показанно и о двух действиях и о двух волениях во Христе, божественном и человеческом проповеданно: всем не хотящим понимать, что соединение божественной сущности и энергии как неслиянно, так и их разделение нераздельно, в смысле причины и причиненного, и непричаствуемого и причаствуемого, ибо первое есть сущности, а второе энергии: всем это не приемлющим, но напротив злочествующим анафема.

Мой перевод всех анафематизмов см

https://rwmiosini.blogspot.com/2020/02/1368.html?m=0

Перевод того же текста от Успенского

"Еще с ними мудрствующим и глаголющим ни едино действо естественное имети Богу, но единому существу быти томужде всяко и неразличному и мнящим божественному же существу и божественному действу и ни единому различию разуметися от сих по ничесому: по томужде овогда убо существу, овогда же действу глаголатися, яко и тожде безумне божественное существо всячески отъемлющим и внебытие ведущим, действа бо токмо небытное лишатися глаголют о ре-чении учителие церновнии, уже и Савелиева мыслящим и древнее онаго стиснение и слитие и спряжение в триех ипостасех божества ныне в божественном существ и действе обновляти дерзающим и подобно злочестиво сия спрягающим, не исповедующим по богодухновенным богословиямь святых и церковному благочестивому мудрованию, существо же в Бозе и существенное и естественное сего действо яко же инии множайшии от святых и паче иже святого и вселенского шестого собора ясно показания о двою действу Христову божества же и человечества я двою волю сие все проповедавше, ниже разумети хотящим якоже соединение божественного существа и действа неслитное, тако быти и разнство неотступное, по иному же и паче вине и виновному, и непричастное и причастное, ово убо существа, ово же действа, сим убо таковая злочествующим, анафема".

https://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenskij/sinodik-v-nedelyu-pravoslavija/#0_12

Оригинал.http://www.symbole.gr/chrtoms/dogma/105-synodikonorthodox
§76 Ἔτι τοῖς αὐτοῖς φρονοῦσι καὶ λέγουσι μηδεμίαν ἐνέργειαν φυσικὴν ἔχειν τὸν Θεόν, ἀλλὰ μόνην οὐσίαν εἶναι, ταὐτόν τε καὶ ἀδιάφορον παντελῶς οἰομένοις τήν τε θείαν οὐσίαν καὶ τὴν θείαν ἐνέργειαν καὶ μη­δε­μίαν νοεῖσθαι τούτων κατά τι διαφοράν, ἀλλὰ τὴν αὐτὴν ποτὲ μὲν οὐσίαν ποτὲ δὲ ἐνέργειαν λέγεσθαι, ὡς καὶ αὐτὴν ἀνοήτως τὴν θείαν οὐσίαν παν­τάπασιν ἀναιροῦσι καὶ εἰς τὸ μὴ ὂν ἄγουσιν· ἐνεργείας γὰρ μόνον τὸ μὴ ὂν στερεῖσθαι φασὶν ἐπὶ λέξεως οἱ τῆς ἐκκλησίας διδάσκαλοι· ἤδη δὲ καὶ τὰ Σαβελλίου νοσοῦσι[46] καὶ τὴν παλαιὰν ἐκείνου συναίρεσιν καὶ σύγχυσιν καὶ συναλοιφὴν ἐπὶ τῶν τριῶν τῆς θεότητος ὑποστάσεων νῦν ἐπὶ τῆς θείας οὐ­σίας καὶ ἐνεργείας ἀνακαινίζειν τολμῶσι, καὶ ὁμοίως δυσσεβῶς αὐτὰς συν­αλείφουσι· μὴ ὁμολογοῦσι δὲ κατὰ τὰς τῶν ἁγίων θεοπνεύστους θεολογίας καὶ τὸ τῆς ἐκκλησίας εὐσεβὲς φρόνημα οὐσίαν τε ἐπὶ Θεοῦ καὶ οὐσιώδη καὶ φυσικὴν τούτου ἐνέργειαν, ὡς ἄλλοι τε πλεῖστοι τῶν ἁγίων, καὶ μά­λι­στα οἱ τῆς ἁγίας καὶ οἰκουμενικῆς ἕκτης συνόδου τρανῶς διεσάφησαν, πε­ρὶ τῶν δύο ἐνεργειῶν τοῦ Χριστοῦ τῆς τε θείας καὶ ἀνθρωπίνης καὶ τῶν δύο θελημάτων, αὐτὴν ἅπασαν συγκροτήσαντες, μήτε μὴν[47]** νοεῖν βουλομένοις ὥς περ ἕνωσιν θείας οὐσίας καὶ ἐνεργείας ἀσύγχυτον, οὕτως εἶναι καὶ δια­φορὰν ἀδιάστατον κατά τε ἄλλα καὶ μάλιστα τὸ αἴτιον καὶ τὸ αἰ­τια­τὸν καὶ ἀμέθεκτον καὶ μεθεκτόν, τὸ μὲν τῆς οὐσίας, τὸ δὲ τῆς ἐνεργείας. τούτοις οὖν τοῖς τὰ τοιαῦτα δυσσεβοῦσιν, ἀνάθεμα (γ΄).
[1]
"После этого я, наконец, привожу давно обещанные мною акты Константинопольского собора 1351 г. против Варлаама и Акиндина"
Лосев. Очерки античного символизма. стр 623
Tags: Исихазм-9-й вселенский собор, Уроки "византийского
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments