rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Category:

НЕТВАРНАЯ ЭНЕРГИЯ ИЛИ ЭНЕРГИИ?

Снова о варлаамитской антиисихастской дунаевской статье в пэ
http://www.pravenc.ru/text/2057126.html#part_52
При этом в томосе не поясняется, почему, если божественных энергий много и они отличны от сущности и друг от друга, именование их божеством не ведет к присутствию в Боге мн. божеств.
Давайте посмотрим, что и как говорит Томос.
Ибо мы богословствуем об одном Боге в трех ипостасях, согласно великому Афанасию, который имеет одну сущность и силу, и энергию, и иное, созерцаемое около сущности, о чем богословствуем и воспеваем. (Указ издание стр 53).
Ἕνα γὰρ Θεὸν ἐν τρισὶν ὑποστάσεσι, κατὰ τὸν μέγαν Ἀθανάσιον, θεολογοῦμεν, μίαν ἔχοντα τὴν οὐσίαν καὶ τὴν δύναμιν καὶ τὴν ἐνέργειαν, καὶ ὅσα ἄλλα περὶ τὴν οὐσίαν θεωρεῖται θεολογούμενα καὶ ὑμνούμενα
Говоря строго догматически св.Григорий и Собор 1351 говорят только энергия. "солнце одним и тем же лучом освещает, и согревает, и возобновляет , и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством одной энергии вся действует". Γρηγορίου του Παλαμά, Άπαντα τα έργα, τ. Γ', с. 139
Вот вся эта цитата
7. Мы же научились от отцов почитать нетварными все энергии Божии, если только кто-то назовет тем же именем энергия содеянное(ενεργημα), то есть результат (το απoτελεσμα). И когда мы говорим об одной единственной энергии у Бога, то понимаем ее как содержащую едино (ενιαίως) все эти[энергии].Ибо согласно отцам, как солнце одним и тем же лучом освещает, и согревает, и возобновляет , и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством одной энергии вся действует. Так если подобно солнцу, назовешь ее[энергию] содержащую и иные, действующей, то обо всех скажешь и хотя и обо всех скажешь, тотчас скажешь и об одной. Поэтому-то и найдешь иногда одну и ту же божественную энергию приводимой в единственном числе, а иногда – в множественном: «Ибо Господня плоть, – говорит [Дамаскин], – обогатилась божественными энергиями по причине крайнейшего соединения со Словом, тогда как Слово через нее обнаруживало Свою энергию»[1]. Видишь, что одна и та же [энергия] является и многими, и одной? Как же ей разделиться на тварное и нетварное?
Прекрасно сказал об этом блаженейший Архиепископ Афин и всея Эллады кир Иероним на Критском Соборе: «Одна есть энергия Троичного Бога "ибо энергия есть движение сущности, но не сущность" и " одно божественного воления движение из предопределяющей причины Отца происходящее и через Сына посылаемое и в Святом Духе проявленное" по св.Григорию Паламе.» Cиним цитата из св.Григория.
архим.Киприан Керн: «в Боге кроме его сущности и ипостасей нужно различать и общую Божественную энергию ОДНУ ЧИСЛОМ, но многообразную в проявлениях, передачах, причастиях." Цит.по Архим Киприан. Керн. Антропология св. Григория Паламы. Стр.289

[1]Речь идет о немного сокращенной цитате из Точного изложения Ἡ δὲ τοῦ κυρίου σὰρξ τὰς θείας ἐνεργείας ἐπλούτησε διὰ τὴν πρὸς τὸν λόγον ἀκραιφνεστά την ἕνωσιν ἤτοι τὴν καθ' ὑπόστασιν οὐδαμῶς τῶν κατὰ φύσιν ἰδίων ὑποστᾶσα ἔκπτωσιν· οὐ γὰρ κατ' οἰκείαν ἐνέργειαν, ἀλλὰ διὰ τὸν ἡνωμέ-νον αὐτῇ λόγον τὰ θεῖα ἐνήργει τοῦ λόγου δι' αὐτῆς τὴν οἰκείαν ἐνδεικνυ-μένου ἐνέργειαν.
Joannes Damascenus Scr. Eccl. et Theol. : Expositio fidei : Section 61, line 21
[2] https://www.holycouncil.org/-/opening-archbishop-ieronymos
Μία εἶναι ἡ ἐνέργεια τοῦ Τριαδικοῦ Θεοῦ: «Ἡ γάρ ἐνέργεια κίνησίς ἐστιν οὐσίας, ἀλλ᾽οὐκ οὐσία». Καί «μία ἡ τοῦ θείου θελήματος κίνησις ἐκ προκαταρκτικοῦ αἰτίου τοῦ Πατρός ὁρμωμένη καί διά τοῦ Υἱοῦ προϊοῦσα καί ἐν τῷ ἁγίῳ Πνεύματι προφαινομένη», κατά τόν ἅγιον Γρηγόριον τον Παλαμᾶ.

Tags: Дунаев, Исихазм-9-й вселенский собор, Уроки "византийского, греческое богословие, дунаевсой
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments