rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Category:

Св.Григорий Нисский против ереси тварно-нетварного

Продолжение темы затронутой в

https://rwmios-f.livejournal.com/329311.html

Св.Григорий в слове против Маккедония о св.Духе опровергает как официальных антихалкидонитов так и их единомышленников в официально халкидонских поместных Церквях. Даже у многих официально православных, допускается одна единая сложная богочеловеческая природа Христа...Мы это видим в тех же шамбезийских документах. Но даже, если такого откровенного монофизитства избегают, то говоря о сложной ипостаси понимают ее именно еретически, как буквально тварно-нетварную. Как напр. те кто говорят, что Христос и божественная и человеческая ипостась. Но в буквальном смысле, в смысле буквального смешения тварно- нетварное невозможно. Воспользуюсь, пока, существующим более менее сносным переводом, хоть и отмечу некоторые его неточности
Итак Св. Григорий пишет:
Ибо разум не признает ничего среднего между тем и другим, так чтобы думать, что есть некоторое новоизобретенное особенное естество в средине между сотворенным и несотворенным, так что оно и причастно обоим и не есть вполне ни то, ни другое. Ибо нельзя допустить мысли о каком-то смешении противного и сплетении сотворенного с несотворенным, смешанных между собою, и о двух противоположностях, соединенных в одну Ипостась. Составленное чрез это чудовищное смешение существо не только будет сложно, но сложено притом из несходственных и несогласных по времени частей, ибо существующее чрез творение[1], конечно, новее существующего несотворенного[2]. Итак, если говорят, что естество Духа смешано из того и другого, то должны допустить понятие и о некотором смешении древнейшего с новейшим; и будет, по их мнению, нечто древнейшее себя самого и (опять) нечто новейшее себя самого, так что в какой мере Дух не создан, будет древнейшим, а в какой создан, будет позднейшим. Итак, поелику это неестественно[3], то, конечно, необходимо сказать, что истинно о Духе что-нибудь одно из сего, именно, – что Он не создан.
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slovo-o-svjatom-dukhe-protiv-makedonjan-dukhobortsev/.
Оригинал
οὐδὲ γὰρ ἐνδέχεται μίξιν τινὰ τῶν ἐναντίων καὶ
συμπλοκὴν ἐννοῆσαι τοῦ κτιστοῦ πρὸς τὸ ἄκτιστον συνα-
νακιρναμένων καὶ δύο τῶν ἐναντίων εἰς μίαν ὑπόστασιν
συμμιγνυμένων· ὡς μὴ μόνον σύνθετον εἶναι τὸ διὰ τῆς
ἀλλοκότου ταύτης μίξεως ἀναπλασσόμενον, ἀλλὰ καὶ ἐξ
ἀνομοίων ἔχον τὴν σύνθεσιν καὶ κατὰ τὸν χρόνον οὐ συμ-
φωνούντων· τοῦ γὰρ ἀκτίστως ὑφεστῶτος τὸ διὰ κτίσεως
τὴν ὑπόστασιν ἔχον μεταγενέστερον πάντως ἐστίν, εἰ οὖν
μεμίχθαι τὴν τοῦ πνεύματος φύσιν πρὸς ἑκάτερα λέγουσιν,
ἄρα καὶ τοῦ πρεσβυτέρου πρὸς τὸ νεώτερον μίξιν τινὰ ἐννοή-
σουσι· καὶ ἔσται κατ' αὐτοὺς ἑαυτοῦ τι πρεσβύτερον καὶ
ἑαυτοῦ τι πάλιν μεταγενέστερον, ὡς καὶ τῷ ἀκτίστῳ τὸ
ἀρχαιότερον ἔχειν καὶ τῷ κτιστῷ τὸ νεώτερον. ἐπεὶ οὖν
τοῦτο φύσιν οὐκ ἔχει, ἀνάγκη πάντως τὸ ἕτερον τούτων ἐπὶ
τοῦ πνεύματος ἀληθὲς εἶναι λέγειν, ὅπερ ἐστὶ τὸ ἄκτιστον.
Theol. : Adversus Macedonianos de spiritu sancto : Volume 3,1, page 104, line 12







[1] Буквально имеющее ипостась через творение τὸ διὰ κτίσεως τὴν ὑπόστασιν ἔχον

[2] На сайте «нестоворенно»...Возможно опечатка... противоречит оригиналу, где буквально ἀκτίστῳ τὸ ἀρχαιότερον ἔχειν καὶ τῷ κτιστῷ τὸ νεώτερον нетварное имеет большую древность а тварное новее[нетварного]
[3]Буквально ἐπεὶ οὖν τοῦτο φύσιν οὐκ ἔχει так как это(=тварно-нетварное) природы(естества) не имеет
Tags: Богословская терминология, Исихазм-9-й вселенский собор, Православная христология, Сложная ипостась, Уроки "византийского, шамбезийские соглашения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments