rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

СВЯТОЙ МАКСИМ. ПРИРОДНОЕ И ГНОМИЧЕСКОЕ ВОЛЕНИЯ. перевод фрагментов главы из Ставроса Бозовитиса

Ошибка ересей состоит в том, что перенесли природное воление и действие на лицо, а не на природу. Следовательно, когда речь идет о Господе делали ошибочный вывод, что тот как одно лицо имеет только одно воление и действие. Еще один раз человеческая логика попыталась с помощью своих ошибочных критериев истолковать таинство вочеловечения Бога. И естественно потерпела неудачу.
Св. Максим сразу же понял суть заблуждения и с редкой богословской силой и поразительной глубины аргументами опровергнул все их утверждения.
Вклад святого Максима в точное выражение христологического догмата в этом пункте был решающим и неоценимым. Его уточнения и объяснения смыслов стали ключом к пониманию христологического таинства в той степени конечно в которой это возможно ограниченному человеческому уму.
[Spoiler (click to open)]Святой в начале подчеркнул что очень важно иметь различение между природным и гномическим (букв. мнительным) волением в человеке. Каждый человек объяснял он имеет и природное воление, которое есть свойство его природы и гномическое, которое есть признак лица.(PG 91 12-36 185 192-196 308-312)
Что такое природное воление? Святой его определяет как «сила по природе сущяя влекущаяся и сущностно природы качеств совокупляющяя все свойства»(PG 91 153A Т.е он говорит что природное воление есть влечение желание которое существует в нашей природе в том что касаеться физического нашего существования, нашей жизни. Это та сила которая хочет нас сохранить в жизни и сохранять все необходимые и существенные для жизни свойства нашей природы. Природное воление есть инстинктивное и естественное движение нашей природы, которое проявляется без посредничества нашей мысли и не возбуждается ею. Так природное воление есть желание здравия, отвращение от смерти, и даже голод, жажда, радость. Все это выражаеться как естественное движение как влечение как тяга природы. Это не есть результат мысли. Никто не говорит никогда «сейчас думаю поголодать, пожаждать, радоваться».
Гномическое воление это согласно святому «свободное влечение и движение, каждое (из которых) по помыслу» 91 153 АВ свободное влечение и движение в том или ином направлении нашей мысли и самостоятельное(личное) предпочтение наши той или иной стороны. То есть и то , что мы предпочитаем как лица в результате обдумывания и исследования. Мы голодны. Это природное хотение, общее у всех людей. Но то что мы будем есть как мы удовлетворим голод и удовлетворим ли, это гномическое воление, которые отличаеться в зависимости от человека, потому что каждый из нас отдельное лицо с самостоятельным(собственным) мнеением и предпочтениями. Поэтому один выбирает одно другой совсем другое. Но здесь мы видим посредничество мысли, исследования, поиска. Которые часто сопровождаются сомнением неуверенностью, развивающимся знанием. Природное воление -это «просто хотеть» 91 292В «желательная сила»...Гномическое воление-это «как хотеть», то что мы выбираем, способ которым будет реализовано наше хотение «Так что воление т.е желательная сила это просто хотеть, природное; волительное же() это каким именно образом хотеть PG 95 152C
Господь делает вывод св. Максим имеет два природных воления божественное и человеческое. Однако не имеет гномического воления. Почему не имеет? Это очень важно понять. Не имеет потому что гномическое воление есть свойство и проявление человеческого лица_но Господь не имел особого человеческого лица! Ибо и человеческой его природы лицо это божественное лицо Логоса. Снова возвращаемся как видите к проблематике халкидонского собора.
Пусть даже Господь не имел человеческого гномического воления, поскольку действительно лицо и человеческой его природы не есть человеческое. Поскольку однако его лицо было божественное лицо-лицо Логоса-не имело сказали бы мы божественного гномического воления? Нет конечно так как не существует божественного гномического воления. Есть только природное воление в божестве, которое общее у трех божественных лиц как свойство их общей божественной природы.
Tags: Богословская терминология, Бозовитис, Православная христология, Элладская Православная Церковь, греческое богословие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments