rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Выражение "в двух природах " у святого Кирилла Александрийского

mg069_0576
Продолжаем наш разговор и экзегезу писаний святого Кирилла.
Одной из главных причин( и скажем больше самой главной) неприятия ороса 4-го вселенского собора антихалкидонитами- выставляеться утверждение о том, что выражение "в двух природах" никогда не употреблялось св-ым Кириллом Александрийским. Это утверждение? как и очень многое из того, что говорят о св-ом Кирилле антихалкидониты- ложно. Итак греческая патрология 69-том, в котором находиться в частности ранее произведение Кирилла Глафиры на книгу Левит.

http://books.google.ru/books?id=BwYoxjSPV1kC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false

PG 69, 576 BC
Даже в толкованиях на Ветхий завет святой Кирилл прежде всего увязывает их с Христологией. Толкуя обычай принесения в жертву двух горлиц он пишет следующее.
Эти слова через века стремяться пробиться к каждому антихалкидониту...но тщетно. Да и не читают они его в подлиннике никогда...
Итак. св. Кирилл дает классическое для александрийской традиции несколько аллегорическое толкование ветхозаветного обычая, но важно понимание им Христа как небесного человека вместе и Бога "в двух природах".

, ἵνα νοήσηις διὰ τῶν πετεινῶν τὸν οὐράνιον ἄνθρωπόν τε ὁμοῦ καὶ θεὸν εἰς δύο μεν φύσεις, ὅσον ἧκεν εἰς τὸν ἑκάστη πρέποντα λόγον, διαιρούμενον (λόγος γὰρ ἦν ὁ ἐκ θεοῦ πατρὸς ἀναλάμψας ἐν σαρκὶ τῆ ἐκ γυναικός), πλὴν οὐ μεριζόμενον· εἷς γὰρ ἐξ ἀμφοῖν ὁ Χριστός.

дабы ты познал через птиц небесного человека и вместе с тем и Бога в двух природах сколь каждой подобает разделять слово, ибо он был Логос из Бога Отца возсиявший, во плоти из жены, впрочем не разделяемый. Один из обеих Христос.

Итак, что важно отметить в данном отрывке. 1. употребление св-ым Кириллом выражения в двух природах это факт. От халкидонского εν δυο φύσεσι отличаеться только предлогом εις, который в отличии от εν используеться не с дательным падежом, а с винительным и поэтому разница в окончении φύσεις. Но смысл абсолютно тот же и предлог ΕΝ и предлог ΕΙΣ означают в. смысл обоих словосочетаний тождественен-"в двух природах".
Также очень важно отметить

сколь каждой(природе) подобает разделять слово
Это именно та мысль которая содержиться в оросе так называемой антиохийской унии 433-го года.( на самом деле речь идет об итоговом документе 3-го Всел. собора) и подтверждает что никакого изменения в богословии св-го Кирилла не произошло. Отношение ААЦ к этому общецерковному догматическому документу иначе как неприятием не назовешь см.http://grigor-yan.livejournal.com/149641.html

Св. Кирилл употребляет выражения имеено в халкидонском гносеологическом смысле познания.
Дабы ты познал вместе человека и Бога в двух природах
и халкидонское в двух природах познаваемый тождественны по смыслу.

+++Если честно, то я даже голову ломал, мол, ну как это святой Кирилл мог подписаться под этой, низвергающей тринитарный догмат ересью про единосущие Христа людям,+++


Утверждение некоторых членов ААЦ о том, что дескать никто из "халкидонских корифеев" до меня об этом не говорил так же не соответствует действительности. Я уже говорил об этом в заметке об авторе термина "сложная ипостась". Богословский журнал Григорий Паламас. Салоники

http://users.auth.gr/kourebe/ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ ΠΑΛΑΜΑΣ ΤΕΥΧ. 783.pdf
стр 23-24 цитата из преподобного Евфимия (палестинского старца армянина). 471 год от Рождества Христова...

Кυριλλον δε τον της Αλεξανδρίας... εν δυο φύσεσει ομολογεί τον έναν Χριστόν κατα την εν θεοτητη και ανθρωποτητη εννοιαν...
Кирилл Александриийский... в двух природах исповедует одного Христа в смысле в божестве и человечестве...

Так, что мне конечно польстили слова Саргиса с форума Кураева о том, что никто их халкидонских корифеев до меня об этом не говорил, но он ошибся...mg077_0214
Второе место из святого Кирилла PG 77 214 выделенное красным. Это уже поздний св. Кирилл. но речь там снова идет о двух птичках горлицах и снова св. Кирилл говорит.
ΕΝ ΑΜΦΟΙΝ ΓΡΑΦΟΜΕΝΟΣ ΕΙΣ ΚΑΙ ΜΟΝΟΣ ΥΙΟΣ ΚΑΙ ΚΥΡΙΟΣ ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ
В ОБЕИХ ОПИСУЕМЫЙ ОДИН И ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН И ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС. тут уже предлог ΕΝ именно как в халкидонском оросе.

Ну и в завершение необходимо сказать, что вышепреведенные фразы св-го Кирилла "В ОБЕИХ ОДИН И ЕДИНСТВЕННЫЙ СЫН" и "дабы ты познал небесного человека вместе и Бога в двух же природах" являються более лаконичными и богословски точными вариантами таких выражений святого отца как PG 77, 624[/b]Β. «ώσπερ εν θεότητι τέλειος, ούτω και εν ανθρωπότητι= как в божестве совершенный так и в человечестве
И PG 77 180 B

τέλειος ὤν ἐν θεοτητι καὶ τέλειος ὁ αὐτὸς ἐν ἀνθρωποτητι καὶ ὡς ἐν ἐνι πρόσωπο νοούμενος

Совершенный сущий в божестве и совершенный он же в человечестве как в одном лице понимаемый
.
Tags: "в двух природах", Кирилл Александрийский, Православная христология
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments