rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

«До многих» Анахта», «Логосы предсуществующие» св.Максима = Нетварная энергия.

Эта заметка являеться продолжением того, о чем говорилось здесь
http://rwmios-f.livejournal.com/56612.html
Там в частности уважаемый in_doctus задается вопросом о предсуществующих логосах у прп.Максима

2016-02-18 10:19 (UTC)

Сразу после этой цитаты идет предложение, в котором говорится, как я процитировал: ... τὸν ἐν τῷ Θεῷ προόντα τοῦ εἴναι λόγον В Боге предсуществующий Логос
На, что я сразу же среагировал так
rwmios_f
2016-02-18 14:57 (UTC) Select

Я думаю речь о нетварной энергии.
Сегодня читал Ο ΟΣΙΟΣ ΓΡΗΓΟΡΙΟΣΕΤΗΣΙΑ ΕΚΔΩΣΙΣ ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ
ΠΕΡΙΟΔΟΣ Β΄ ΕΤΟΣ 2015 ΑΡΙΘΜ 40
ΓΙΑ ΤΟΝ ΑΕΙΜΝΗΣΤΟ ΓΕΡΟΝΤΑ ΓΕΟΡΓΙΟ ΓΡΗΓΟΡΙΑΤΗ ΤΟΝ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗ
Τοῦ Σεβασμιωτάτου μητροπολίτου Ναύπακτου καὶ Ἁγίου Βλασίου κ. Ἰεροθέου
Из журнала святогорской обители Григориат. Стать митрополита навпактского Иерофея Влахоса
Митрополит Иерофей пишет о своем пребывании на Афоне в Григориате так

Αισθανομουν την Χάρη καὶ τὴν ἐνεργεία τοῦ Θεοῦ σέ ὅλη αὐτή περιοχή, ὁπουδήποτε καί ἄν πήγαινα... Παντοῦ ἔβλεπα τὴν ἄκτιστη ἐνεργεία τοῦ Θεοῦ, αὐτὸ ποὺ λέγει ὁ ἅγιος Μάξιμος τοὺς λόγους τῶν ὄντων. Καὶ ξέρουμε ὅτι οἱ λόγοι τῶν ὄντων δὲν εἶναι τίποτε ἄλλο παρὰ ἡ ἄκτιστη ἐνέργεια τοῦ Θεοῦ ἡ ὀποὶα ζωωποεῖ ὅλη τὴν κτίση.

Я чувствовал Благодать и энергию Бога во всей этой местности, куда бы не шел...Везде видел нетварную энергию Бога, то что св.Максим называет логосами сущих (существ). И мы знаем, что логосы существ есть ни что иное как нетварная энергия Божия, которая оживотворяет всю тварь.


Πάντως οἱ λόγοι τῶν ὄντων ὅπως διδάσκει ἅγιος Μάξιμος δὲν εἶναι ἡ ἐνεργεία τοῦ Θεοῦ τὴν ὁποία αἰσθάνεται κανεὶς διανοητηκά ἄλλα εἴναι ἡ ἐνεργεία τοῦ Θεοῦ τὴν ὀποία βιώνει κανεὶς


В любом случае логосы сущих, как учит св. Максим, не есть энергия Бога, которую ощущает кто либо мысленно, но есть енергия Бога которую переживает человек опытно...


Давайте посмотрим, что говорит Анахт в том месте, которое считает Шахбазян основой для своего
Это то общее во всех человеческих ипостасях, которое имеет троякое существование:
1) до вещей (ante res) -- как нетварный логос, парадигма, архетип;
2) в вещах (in rebus) -- как их общая форма, вид, структура;
3) после вещей (post res) -- как понятие, представление в уме.


Шахбазян пользуется переводом с грабара выполненном Аравшетяном. Но не будем забывать, что сам Давид - философ александрийский и еллинизированный армянин, писал именно по гречески...

David Phil. : In Porphyrii isagogen commentarium : Page 113, line 29

πρὸ πολλῶν δέ ἐστι τὸ ἐν τῇ γνώσει τοῦ θεοῦ ὑπάρχον ἤτοι τὸ ἔχον τὴν αἰτίαν ἐκ τῆς τοῦ θεοῦ δημιουργίας, ἐν πολλοῖς δὲ τὸ ὑπάρχον ἐν τῇ ὕλῃ, ἐπὶ τοῖς πολλοῖς δὲ τὸ εἰς γνῶσιν τῆς ἡμετέρας διανοίας ἐρχόμενον. [σκόπει δὲ ὅτι πανταχοῦ τὸ πολλοῖς εἰρήκαμεν διὰ τὰς καθόλου· αὗται γὰρ αἱ φωναὶ καθολικαὶ οὖσαι τῶν πολλῶν δέονται.]


До многих есть в ведении Божием, имея существования причину из божественного творчества, во многих же существуют в веществе, на(у) многих в знании нашего разума приходя [учитывай, что везде говорим многие вместо вообще, ибо эти слова , что есть общие многим подобают]

Мы видим, что никаких вещей в тексте Давида Анахта нет. Нет никакого после множества. 3 пункт это ἐπὶ τοῖς πολλοῖς =на(у) многих.
Итак 1) пункт по Шахбазяну как нетварный логос может быть принят, при условии православного понимания его именно как нетварной энергии Божией.
2) в вещах (in rebus) -- как их общая форма, вид, структура; Это ошибка. Эта та же нетварная энергия которая со времени творения во многих. Она не есть общяя морфи вид, т.е природа тварей-она нетварная энергия божественной сущности.
3) об этом позже.


Давайте посмотрим, что говорит прп.Максим, в том месте PG 91 col. 1084B) на которое ссылался in_doctus
Прп. Максим комментирует стих из Деяний апостолов, слова ап. Павла
Ἐν αὐτῷ γὰρ ζῶμεν καὶ κινούμεθα καὶ ἐσμέν
Novum Testamentum : Acta apostolorum : Chapter 17, section 28, line 1
Ибо в нем живем и движемся и существуем

Γίνεται γὰρ ἐν τῷ Θεῶ διὰ τῆς προσοχῆς, τὸν ἐν Θεῶ προοντὰ τοῦ εἶναι λόγον μὴ παραφθειρας, καὶ κινεῖται ἐν τῷ Θεῶ κατὰ τὸν προοντὰ ἐν τῷ Θεῶ εὖ εἶναι λόγον, διὰ τῶν ἀρετῶν ἐνεργούμενος, καὶ ζῆ ἐν τῷ Θεῶ κατὰ τὸν προοντὰ ἐν τῷ Θεῶ τοῦ ἀεὶ εἶναι λόγον PG 91 1084 Β


Ибо происходит в Боге через внимание, 1)в Боге предсущий смысл(логос) не искажая, и 2)движеться в Боге согласно с предсуществующим в Боге благим смыслом(логосом), добродетелями действующий и живет в Боге согласно смыслу(логосу), который есть предсущий в Боге предвечно .

1)в Боге предсущий смысл(логос)Максима исповедника = анахтовское πρὸ πολλῶν δέ ἐστι τὸ ἐν τῇ γνώσει τοῦ θεοῦ ὑπάρχον =перед многими есть существующее в ведении Божием
2) Некий святой человек по Максиму что,"движеться в Боге согласно" соотвествует тому что по Анахту "во многих". Во многих святых нетварная благодать. Я взял здесь пример святого так как об этом говорит стих Деяний. Это не значит, что в остальной твари нет нетварной энергии Бога.

3) с третьим пунктом сложнее. Я не совсем понимаю. То что после вещей (post res) -- как понятие, представление в уме. неверно этот очевидно.
не соответствует смыслу сказанного Анахтом. Это перекрутка еретиком номиналистом сказанного великим армяногречским философом. Разве говорит Анахт после? Разве говорит «вещей»? Нет ни того ни другого Давид не говорит. Он говорит следующее , ἐπὶ τοῖς πολλοῖς δὲ τὸ εἰς γνῶσιν τῆς ἡμετέρας
διανοίας ἐρχόμενον. на(у) многих в знании нашего разума приходящее. Но разве из этого следует, что это приходящее в наше знание то, что «у многих» не есть реальность=сущность, существующее? Разве следует что это всего лишь представление абстракция, понятие как говорит нам еретик латинник Шахбазян?
Совсем нет ведь дальше Анахт понимая что «Возможно кто то придет в недоумение говоря, что нелепо предлежащие гласы называть в нашем уме существующими,»(1) говорит «двойной смысл у изреченного...


В чем же двойственность изреченного? Да речь идет и о представлении в уме Анахт называет это тонким помышлением ψιλὴν διάνοιαν, но речь идет потом об ἀκριβῆ διάνοιαν точном знаниии, λέγω τὴν γινώσκουσαν ἀκριβῶς τῆς φύσεως τὰ δημιουργήματα которым я называю, точное знание творений природы. Точно (научно) знать можно только реально существующее.
.
Tags: Богословская терминология, Ересь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments