rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Вопросоответы анониму о божественной сущности и энергии и о их различии. Ч.2

ceacceb3ceb9cebfcf82-ceb3cf81ceb7ceb3cf8ccf81ceb9cebfcf82-cf80ceb1cebbceb1cebcceaccf82

Итак 3-й вопрос анонима таков.
3. Как может быть сохранено учение о божественной простоте при различие сущности от энергии? (учитывая то, что данный аргумент приводится наиболее часто противниками Г. Паламы, прошу максимально развёрнутый ответ)


rwmios_f 87.202.159.34
2016-03-15 19:33
А то что в Боге три ипостаси противников Паламы, сиречь врагов Православия, не побуждает к сомнениям о божественной простоте?
Мой краткий ответ был в точку. Сейчас даю развернутый.

1)Разделением Бога по Паламе является именно неразличение в нетварном сущности и энергии , которое ведет к рассечению Бога на нетварное и тварное.
Св.Григорий пишет:
«Варлаам и Акиндин сия невидимая[1] Бога, то, что есть около сущности Божией ,благость, мудрость, силу, божество, то есть величие и им подобное тварным именуют, так как это около сущности, но не сама сущность; Ума не имея из творений Божиих хотят разуметь и показать околосущностное Бога невидимое. Утверждают, что Бог только сущность и только сущность есть нетварное в нем, и таким образом рассекают Бога на нетварное и тварное, и догматизируют неразумно о том, что не отличны нетварная сущность и нетварная энергия»
(ΓΕΟΡΓΙΟΥ ΜΑΝΤΖΑΡΙΔΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΤΟΥ ΠΑΛΑΜΑ ΠΡΑΓΜΑΤΕΙΑΙ ΓΡΑΦΕΙΣΑΙ ΚΑΤΑ ΤΑ ΕΤΗ 1341-1343 Θεσσαλονίκη 1966 стр 9
и продолжает божественный муж
«подобно Арию и Евномию и Македонию, которые под предлогом различения ипостасей на тварное и нетварное разделяют божественное, так и эти (Варлаам и Акиндин) под предлогом различения общих проявлений на тварная(κτιστά)и нетварная* разделяют Бога".

*(ср. род мн.число как в оригинале. Форма взята из древнеславянского)

И точно также как древние еретики упрекали в многобожии (требожии) каппадокийцев за учение о трех ипостасях , варлаамиты упрекают православных в двубожии за то, что те исповедуют различие в Боге нетварной сущности и нетварной энергии.

«И как и те (Арий и т.д) похожим образом нечествуют, но по трем ипостасям нетварного ведая Бога, и большее и вторичное никак в нетварном удостоверять не желая трибожниками их называют, как якобы трех нетварных почитающих богов больших и меньших...так же и эти ныне два божества тварное и нетварное вводят...»

Там же стр. 30-31


То есть в своем стремлении якобы сохранить простоту Божию варламиты на самом деле повторяют доводы древних еретиков и даже превосходят их в нечестии.

«Но Арий и Евномий не все ипостаси божественные тварными полагают. Варлам же и Акиндин богоподобные триипостасного божеста проявления и энергии к тварному относят»

И очень важный момент саввелинство латын-отрицателей нетварной благодати

«Утверждают, что Бог только сущность и только сущность есть нетварное»


Отмечает св.Григорий. Дейтвительно ли так утверждают латыны?

Обратимся к замечательному труду приснопамятнного Стилиана Пападопулоса

Stylianos Papadopoulos Encounter between Ortodox and Scholastic Theology. (Callistos Angelikoudes-Thomas Aquinatus). Patriarchal Institute for Patristic Studies. Thessaloniki 1970.

Да действительно латыны так утверждают. Фома Аквинат предельно ясен:
«Nihil igitur est in Deum praeter essentiam eius»=Ничего нет в Боге кроме сущности его (стр. 92)

Аргументы прп. Каллиста Ангеликуда

1. Ссылясь на св. Юстина философа преподобный говорит, что Бог не относится к тварной и следовательно доступной знанию природе, и не применимы к нему категории определений и знания вещей этого мир.
«И спрошенный некими Эллинами св.Иустин Если имеет Бог ипостась существующюю (ὑπόστασιν ὑπάρχουσαν) и волю в нем существующюю и сына существующего, то как же из сих состоящий он простым именуется? Ответил так: Не есть по тварной природе Бог, так, что бы в нем «быть» (το εἶναι) и «иметь» (το ἔχειν) разуметь в синтезе(сложении) ἐν σύνθεσει). Но так как он превыше природы Сущий, так и Его «быть» и Его «иметь» превыше синтеза(сложения).» стр. 96.

Итак то, что я называю моноуситством- латынская саввелианская вера нет в Боге ничего кроме сущности = слияние в Троице ипостасей и сущности. Как определяет ересь Саввелия гениальный Феодорит?
Σαβέλλιος μίαν ὑπόστασιν ἀντὶ τῶν τριῶν λέγει» Theodoretus Scr. Eccl. et Theol. : Eranistes : Page 116, line 24
Саввелий одну ипостась вместо трех проповедует»
Здесь еще один тонкий момент три ипотсаси=три бытия.Личностных.Три ипостасных(=самобытных лица). Латыны это понять не способны. А это истина. Именно в этом смысл слов святителя Амфилохия Σαβέλλιος μὲν πρὸς Ἰουδαίους βλέπων, εἰδωλολάτρας δ' Ἄρειος μιμούμενος, ὁ μὲν προσώπων συγχέων ὑπόστασιν, ὁ δ' αὖ μερίζων δυσσεβῶς τὴν οὐσίαν.
Amphilochius Scr. Eccl. : Iambi ad Seleucum : Line 207

Саввелий в сторону Иудеев глядящий, идолопоклоникам же Арий подражающий, первый Лиц сливающий ипостась, второй же нечестиво делящий сущность.

Итак варлаамизм-антипаламизм жуткое порождение латынского филиоквиского саввелианства, повторение того о чем говорил св. Амфилохий за 10 веков до Паламы.
Итак ариане по св. Амвфилохию

1 нечестиво делящие сущность. μερίζων δυσσεβῶς τὴν οὐσίαν.

Варлаамиты по св.Григорию

Утверждают, что Бог только сущность и только сущность есть нетварное в нем и таким образом рассекают Бога на нетварное и тварное(ΕΙΣ ΚΤΙΣΤΑ ΚΑΙ ΑΚΤΙΣΥΑ ΔΙΧΟΤΟΜΟΥΣΙΝ ΤΟΝ ΘΕΟΝ)


Но варлаамиты по Паламе и савеллиане «ΟΥΧ ΗΤΤΟΝ ΘΕΟΜΑΧΟΝ ΤΟΥ ΣΑΥΕΛΛΙΟΥ ΣΥΣΤΟΛΗΝ» не менее богоборческое саввелиево сжатие(уменьшение) вносят
(Мандзаридис там же стр. 31)
Очень красиво и мощно сканно сжимают уменьшают (ΣΥΣΤΟΛΗ) Бога до только сущности...Можно сравнить как выжимают из плода соки...

"Савеллианство есть иудейство под личиной христианства… Ибо кто Отца и Сына и Святого Духа называет чем то единым многоличным, и из трех ипостасей возвещает только одну, тот, что иное делает как не отрицает предвечное Бытие Единородного

"Ибо надобно хорошо знать, что как не исповедующий общения сущности впадает в многобожие, так и не допускающий раздельности ипостасей ввергается в иудейство."
Цит. по Творения
иже во святых отца нашего Василия Великого. Часть 6. Свято Троицкая Сергиева Лавра-1901. стр. Стр.75-76-78. Письмо к Неокесарийским ученным.
Итак савелинство латын исповедание- одной сущности (эссенции) и одной же субстанции,(ипостаси) в Боге. Не исповедание ипостасных лиц(субстанцииональных персон). Здесь необходимо упомянуть о более хитром антипаламизме, чем примитивный антипаламизм Дунаева. Наверное думают он и его работодатели, для России и такая тупость сойдет...
Но вот что измыслили западные антипаламиты
Ставрос Гиазоглу(указ.сочинение) характерно отмечает, говоря о современной западной критике Паламы что « учение Паламы о нетварных энергиях на бедном триадологическом основании вне сочетания его с христологическим
Разделяются эти обвинения по двум пунктам

"1.энергии относятся только к сущности Божией, и совсем не к лицам Божества. Палама эссенциалист поставляет божественную сущность перед божественными лицами и отрицается триадологического «персонализма». Это является возвращением к гностикизирующему богословию к духовности неоплатоничсекого типа, в которой отсутствует свобода лица. Тридология Паламы не имеет христологических оснований. Следовательно, возникает разрыв между богословием и домостроительством.

2) Палама не учитывает домостроительную роль божественных лиц. В его богословие их роль умаленна если не аннулировнна. Домостроительство есть полностью дело энергий божественной сущности, но не лиц. Христос ограничивается в связи с нетварными энергиями до формальной и вторичной роли.
"

Итак энергии по Паламе есть личные или безличные? Какова связь ипостасей и энергий?

Само название 7-й главы греческого богослова дает ответ
В богословии св.Григория
Воипостасные личные энергии , триадологический энергитизм стр.98

«Различение между сущностью и энергией истолковывается только из различия между природой и лицами, основывается на перихоресисе(взаимообщении) и общении единосущных Ипостасей, которые содержа божественную сущность выявляют свободно и лично свой действенный(энергийный) динамизм. Стр.122
Tags: Богословская терминология, Голос Святой Горы Афон, Исихазм-9-й вселенский собор, Элладская Православная Церковь, греческое богословие, ркц
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments