rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

Про то как Бог стал виновником страстности и смертности Адама

Оригинал взят у mireader в Про то как Бог стал виновником страстности и смертности Адама
Взято здесь


вообще-то, согласно Восточным Отцам, безупречные страсти человека - природны :)


По святым отцам человек сотворен бесстрастным и бессмертным. В раю он не голодал и не утомлялся. А  страстен стал через грех, подвергшись тлению естества, которого до этого не имел. (См. Максим Исповедник "Вопросоответы к Фалассию" №1) Человек даже в этом утратил подобие с Творцом, ведь Бог сотворил человека благим и бессмертным.



скажем, потоотделение или желание поесть не мешало богообщению святых. Безупречные страсти нормальны уже в том смысле, что они Богом сотворены, вложены в человеческую природу Творцом.



Нет ничего нормального в "безупречной страстности", которую преподобный Максим именует вторым грехом. По причине личного греха Адама, природа человека подверглась тлению и смерти. И вот это изменение естества в тление и смерть и названо естестевнной страстностью, возникшей через грех Адама. Здесь абсолютно нет ничего "нормального", в наличии этой страстности, она как раз ненормальна для человека созданного по образу и подобию Божию! Став страстным человек не может не грешить. Не Бог вложл в человека страстность и смертность, а грех.  Ровно наоборот, Бог наделил человека нетлением, дабы сотворенный из бессмертной души и вещественного тела мог не умирать, но совершенствоваться через общение с Богоми и жить вечно.

Преподобный Максим Исповедник:

Вопрос 1

    Являются ли страсти сами по себе злом, или они зло вследствие злоупотребления ими? Я имею в виду наслаждение и печаль, желание [и] страх и [все] следующие за ними [страсти].
    Ответ. Страсти эти, как и прочие, первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение [этого] естества. Научившись от великого Григория Нисского, я говорю, что они были внедрены [в человеческое естество] вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества. Чрез них-то вместо божественного и блаженного образа тотчас вместе с преступлением [заповеди] стало явным и отчетливо видным в человеке подобие неразумных животных. Ибо надлежало, чтобы с помрачением достоинства разума человеческое естество заслуженно получило наказание от тех самых признаков неразумия, какие оно привлекло к себе по доброй воле. Так премудро устроил Бог, чтобы человек пришел в сознание своего разумного превосходства.
   Впрочем, у усердных [в добродетели] и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесных [вещей], направляют их на стяжание небесных [благ]. Например, когда они желание делают стремительным движением духовного влечения к божественному, наслаждение — благодатной радостью деятельного восхищения ума божественными дарами, страх — предохранительным попечением против будущего наказания за грехи, печаль — исправительным покаянием в настоящем зле. Короче говоря, подобно мудрым врачам, которые телом ядовитого зверька ехидны уничтожают настоящее или угрожающее заражение, [усердные в добродетели] пользуются этими страстями для уничтожения настоящего или ожидаемого зла и для приобретения и сохранения добродетели и ведения. Итак, эти страсти, как я сказал, становятся прекрасными через употребление их теми, кто «пленяет всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5).
   Если же [название] какой-либо из этих страстей употребляется в Писании применительно к Богу или к святым, то применительно к Богу — ради нас, поскольку Промысел [Божий] надлежащим для нас образом являет [Свои] спасительные и благодетельные пути под видом наших страстей; применительно же ко святым потому, что они иначе и не могут выразить телесным языком свои духовные отношения и расположения к Богу, как через известные естеству страсти.

Кто-то захочет возразить, что  речь о порочных страстях. Нет, речь о естественной страстности. Святой прямо пишет, что страсти эти "первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение [этого] естества". Первоначально (до грехопадения) не входили в определение нашей природы, после грехопадения и изменения в тление и смерть - входят.

Tags: Богословская терминология, Догмат искупления, Православная христология, не псевдоправославные русские богословы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments