rwmios_f (rwmios_f) wrote,
rwmios_f
rwmios_f

16 омилия св.Григория Паламы(мой перевод с примечаниями) ч.1.

PG.151:189—220. Homilia XVI.





Вниманию благочестивых читателей и всех интересующихся византийским богословием предлагается перевод 16-ой омилии св. Григория Паламы, одного из важнейших христологических и сотериологических текстов Церкви, содержащего в себе все полноту церковного учения, и раскрывающего тончайшие и глубочайшие богословские истины, о нашем спасении. Сравнение существующего перевода, выполненного о. Амвросием Погодиным,[1] с оригиналом, показало очень большое количество неточностей и самовольных добавлений слов, отсутствующих в подлиннике, и даже ошибок.



Поэтому перевод осуществлялся согласно со следующими принципами заложенными великим старцем преподобным Паисием Величковским - предложению перевода всегда соответствует предложение оригинала. Ни одно предложение оригинала не разбивалось на более короткие предложения. Синтаксис и грамматика, по возможности, соблюдаются в точности, как и в оригинале, полностью исключены латинизмы, так как всем греческим словам есть соответствия в русском. В некоторых случаях допускалось употребление славянизмов из церковнославянского языка. Одним из важнейших моментов перевода - максимально передать дух смысл, ритм, и все смысловые оттенки оригинала. В квадратных скобках, иногда даются пояснительные слова, которых нет в оригинале. Цитаты из Священного Писания приведены по церковнославянскому тексту.


[1] http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/16




Cвятитель Григорий Палама.



Омилия 16-я.


Перевод , предисловие примечания и послесловие Александрос Ромиопулос.





О домостроительстве по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о том, что было даровано через него истинно в него верующим; и о том, что Бог многообразно могущий избавить людей от тирании диавола, добровольно именно сие избрал домостроительство. Произнесена в Святую и Великую субботу.



Предвечное безграничное Слово Вседержитель и Сын Божий, мог бы конечно и без собственного вочеловечения избавить людей от смертности и рабства диаволу; ибо он все несет глаголом силы его и все подчиненно божественной его власти, и все Он может по Иову, и ничто не есть Ему невозможно; так как, власти творца тварь никоего противостояния оказать не может и никто не сильнее Вседержителя.

Однако более приспособленным к нашей природе и немощи и более подобающим Действующему, был тот способ, то есть через вочеловечение Слова, как имеющий правду (справедливость) вместе с самим собой, без которой ничего Богом не совершается; Праведен Бог и правду возлюби, и несть неправды в Нем» (Пс.10:8), согласно псалмопевцу-пророку.

Поскольку человек в начале оставленный Богом справедливо, как первым Его оставивший и к злоначальному прибегший добровольно, обманом советчика противное убеждается принять, то справедливо и предается ему, и таким образом завистию лукавого и справедливым позволением Благого, вошла в мир смерть,[1] которая из-за переизбыточествующей злобы начальника зла, удвоилась; и не только естественно, но и его насилием совершается. Так как с правосудием мы были преданы рабству диаволу и смертности, нужно, конечно же, было, чтобы возвращение человеческого рода к свободе и жизни с правосудием свершилось. Не только человек божественным правосудием завистнику был предан, но и диавол, правосудие от самого себя оттолкнувший, и ставший неправедно вожделеющим власти и самодержавия, а точнее тирании и с правосудием борющийся, силу против человека использовал. Восхотел Бог сначала правосудием победить диавола, ибо тот продолжает с ним сражаться; а потом и силою, то есть воскресением и грядущим Судом;ибо это есть наилучший порядок предварять силу правосудием, сие есть дело истинной и благой божественной власти, а не тирании, что бы вслед за справедливостью следовала сила. Подобно тому, как человекоубийца искони диавол восстал против нас завистью и ненавистью, так начальник жизни преизбытком человеколюбия и благости за нас подвигся; и как тот беззаконно поставил цель погубить творение Божие, так и Сотворивший законно восхотел спасения им сотворенному, и подобно тому, как тот неправедностью и обманом свою победу и падение человека совершил, так и Освободитель праведностью и мудростью совершает всеконечное поражение начальника зла и обновление собственного создания. Итак, Бог избегал использовать то, что мог, то чем подобало действовать изначала.[2] Славнее же от этого праведность стала, предвозвещенная перед силой непобедимой; научиться же человекам нужно было справедливости отсюда, и из дел получить пример, чтобы во время безсмертия получить силу, которая никогда не оставит их. К тому же нужно было побежденной природе победить победившего и перемудрить перемудрившего. Поэтому необходимо было человеку стать непричастным греху. Но это им [людям] невозможно «ибо, как говорит Писание, никто не безгрешен, хоть бы даже один только день его жизни» и «кто может похвалиться, что чистое имеет сердце?» И никто не безгрешен, только один Бог. Поэтому из Бога Божие Слово, из Него предвечно Сущее, но и в Нем пребывающее, ибо иначе нет Его и не может помыслится Он безсловесным, и с ним будучи одним Богом; ибо солнечный блеск не есть что иное по отношение к солнцу, и солнечный луч не иное есть солнце, помимо одного[солнца]. Именно поэтому единственный безгрешный Сын и Бог Слово, Сыном человеческим становится по божеству непревратно, а по человечеству непорочно; как достигши[cмысла] Исайя предвозвещал: «греха не сотворил и не обрелась лесть во устах его». И не только это, но и как единственный к кому не относим «в грехах зачат», как говорит о себе, а точнее о любом человеке псалмопевец Давид.Потому что плотское восстание, невольным, будучи и явно враждебным закону ума, — хотя у целомудренных, насилием, и порабощено и отпускается только в целях деторождения, от начала имеет следствием осуждение, будучи тлением, (φθορὰ) и называемо так, ирождает,конечно, для тления, не сознавая чести, которую наша природа приняла от Бога, но потом уподобилось животным, ибо оно есть страстное движение.[3]

Поэтому не просто среди людей родился Бог, но и из Девы Святой, которая была выше скверных плотских помыслов, согласно пророкам, и то зачатие нашествием Святого Духа свершилось и не имело никакого плотского влечения, но благовестие и веру в Божие пребывание. Сосложением[4] и опытом страстного желания не затронутая, ибо от всего такового она была отделена молитвой и духовной радостью; «Се раба Господня буди мне по глаголу твоему» благовествующему ангелу непорочная Дева сказала, зачала и родила; с тем, что бы победитель диавола - Богочеловек человеком был, но только по роду, но никак не по греху; поскольку Он один из всех имеет корень не в беззакониях зачатый и не в грехах выношенный, то есть наслаждением и страстью и скверными помыслами из преслушанием оскверненной природы; но и по воспринятому [естеству] совершенно чистый и непорочный, и не нуждающийся по нему для себя в очищениях, но ради нас все, премудро восприняв; и таким образом действительно новым Адамом ставший, пребывает воистину новым и благой силы исполненным, ни в чем не стареющий и ветхого Адама в Самом Себе и Сами Собой воссоздает и во веки сохраняет новым, будучи в силах всецело устранить ветхость.

И тот Адам вначале непорочным был сотворен Богом, и новым был, пока добровольно диаволову убеждению не поддался, и к плотским наслаждениям не обратился и пав осквернением греха, стал, ветхим, впав в то, что против природы.

Поэтому не рукою только[5] непостижимо Владыка обновляет его, но и полностью содержит его Самим Собою, не только воспринимая и из падения человеческую природу воздвигает, но облекается в нее неизреченно и сочетается с ней нераздельно и рождается Бог и вместе человек из жены, дабы воспринять Им сотворенную и советом лукавого украденную природу, из сей Девы, чтобы нового сотворить человека; ибо если бы от семени он был, то не был бы новым человеком; и новой ни в чем не ветшающей жизни не был бы начальником и подателем и не мог если бы был ветхого частью, в Себе Самом[6] принять непорочное божество, сотворить плоть источником освящения неисчерпаемым с тем чтобы праотеческую скверну отмыть преизбытком своей силы, которой хватит и для освящения всех последующих.

Поэтому ни ангел, ни человек, но сам Господь благоволил так милостью нас спасти и воссоздать, пребыв неизменяемо Богом, произойдя совершенно такой же, как мы человек. Итак рождается из Девы святой единственный из[всех] веков невиновный человек, единственный ни в чем не достойный Божественного оставления. И прежде чем узнать злое избирает благое, согласно пророчеству; и живет житием во всем безгрешном, и ничего в нем не обреталось по правде достойного Божественного оставления, подобно первому Адаму, который нарушив, был оставлен, но всякой заповеди всякого закона Божия Он стал исполнителем, и отсюда справедливо свободен был, от рабства диаволу. Так человеком побеждается, вначале человека победивший диавол. И победив по образу Божию[cозданную] природу и сего ради величаясь, поражается превозношением, и человек заново соделывается действительной душевной смертью; каковой он умер тотчас после вкушения с запретного древа; смертью, о которой он был извещен прежде преслушания Адама и Евы Богом сказавшим «В тот день, в который вкусите от него смертью умрете», на смерть по плоти уже после преслушания мы осуждены были, и сие словами Бога к Адаму «Земля еси и в землю оттыдеши».

Подобно тому, как оставление душою тела и ее отделение от него – это смерть тела, так и оставление Богом души и от Него ее отделение – это смерть души, которая пребывает иным образом безсмертной; постыдной же становится и безполезной, отделившись от Бога, и конечно не разлагается подобно мертвому телу, после умерщвления, так как не по сложению имеет бытие.

Нужно знать и это о раз и навсегда бездушных телах; ибо в них простейшее более постоянно.[7] Поэтому, разумная душа, когда разлучается от Бога не только неделанием блага страдает, но и действенно сама по себе приобретает влечение к худшему, пока жалко живущяя ныне, не дойдет до отлучения от тела, в час же суда в неразрушимом союзе с телом, невозвратно подпадет вечному наказанию, которое Бог уготовил диаволу и ангелам его, ибо мертвы все они, зла будучи деятелями, за что и праведно оставленны Богом истинной жизни. Сие умерщление первым испытал Сатана, как справедливо оставленый Богом за непослушание, и нас его сообщниками сделавший, посредством злого совета вовлек нас разделением к непослушанию; но искупил нашу природу Христос от этого омертвения, человеческой жизнью Своею, делами явив всяческое и благое послушание. Надлежит же ведать, что не только человеческую природу воспринявший, но и человеческий обезсмертив род[8] и ведя к причастию сей жизни и телу доставляет во время свое вечную жизнь, подобно тому как то умертвение душе и телу принесло смерть.

Поэтому, и явиться нужно было сему необходимейшему и дающему совершенное решение домостроительству, предлагающему Его жительство к подражанию; ибо как людям так и благим ангелам Бог к подражанию представил Себя видимо. Поскольку с высоты того созерцания мы низпали, долу повергнув самих себя, от преизбыточувствующего человеколюбия к нам нисходит Бог высоты, ни в чем ни отступив своего божества; и с нами пожив, Самого Себя образцом нам представляет для нового восхождения к жизни. Не только это, но и учителем нам становится, словом указывая на то, что ведет к жизни, и великими чудесами учения слово удостоверяющий. И так оправдываеться человеческая природа, как не имеющяя в себе самой лукавства, оправдуется же и Бог как не являющийся причиной и творцом никакого зла, и если бы не вочеловечился предвечное Слово Отца, мнилось бы, что в природе самой есть грех в человеке; ибо никакого безгрешного человека от века не было, и мог бы Творцу быть обращен упрек, как не все благим сотворившему, и как Самому не являющимуся Благим.

И к тому же и как к Судии неправедному, как несправедливо осудившему им же самим осуждения достойным сотворившему человека. Поэтому воспримает человеческую природу, дабы показать насколько она есть вне греха[9]





и насколько она очищенна, что возможно Ему с ней по ипостаси соеденится и нераздельно со-вечнствовати с Ним, и таким образом всяким деянием возвещать, что Бог есть Благ и праведен, как Создатель благих и Суда праведного наблюдатель. Сатана же и с ним восставшие ангелы, падшие с небес, из примера ангелов, соблюдших свой чин дают понять, что не по природе зло в ангелах, по природе в них, конечно же, благо и есть природа Благая Создавший их, который и осудил праведным Судом сатану на вечный мрак, как ставшего самим собою творцом зла, через извращение добра. После же отпадения Адама, [свершившегося] от добра к злу извращением, никто не оказался злом неискаженный, после Адама не явился такой человек.

Поэтому явился новый Адам Христос , который по Исайе греха не сотворил и не помыслил, тем более не сказал и не обрелась лесть во устах его.Не сказал: «Из уст», но — «в устах Его», дабы обозначить непорочность мыслей (Его), как и в ином месте, он (Исаия) говорит, что прежде чем познать зло, избрал благо.

И так оправдался Бог, как говорится, и показался воистину Благим, и благих дел творцом, ставшим во Христе безгрешным человеком, и явившейся во Христе и Им в бытие приведенной чистотой человеческой природы.[10]

Так как нужно было явиться и дерзновенно предложить неизреченное сие домостроительство, посылается Иоанн в пустыню, нареченный Богом Предтечею, крестя приходящих и проповедуя им быть в готовности и верить в Грядущего, который и крестит их Духом и огнем; но который настолько выше его, насколько Дух святой выше воды; ибо он свидетельствует о Нем как о Владыке и всех Творце, властвующем ангелами и людьми; и его словесная нива есть все люди и лопата для этой нивы, то есть служебные силы, находятся в руке и во власти самого Грядущего.

Не только ради самого себя свидетельствует Господень Предтеча о том, что таков Грядущий, но и на Исайю прикровенно указует, который предвозвестил Господа Его, самого же себя называет служителем предпосланным для предвозвещения Того пришествия и побудить убеждаемых им, приготовиться к принятию Его, говоря ««Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень» (Лк.3:4; Ин.1:23).

Свидетельствует, сей о том, что и прежде зачатия и становления был «Предо мною бысть», говорит, «Иже по мне грядый» (Ин.1:15), хотя зачатие и рождение его после Иоаннового были, о том, кто ему Предшествует, об агнце Божием свидетельствует, вземлющем грех мира, предвозвещая об оставлении грехов наших, Его жертвою и закланием.

Но о Нем же свидетельствует, как и о Всевышнем, и с небес сошедшем и безгранично сильном, как о не мерою, принявшем Духа от Отца. И верующим в Него проповедует жизнь вечную, непослушным же грозит Божиим неминуемым гневом; спрошенный же своими учениками о Нем отвечает «Оному подобает расти, мне же малитися» (Ин.3:30).

И можно показать по причине того [Иоанна], что не только он, но все Его[Христа] меньше, настолько насколько земля меньше сверхнебесного.«Грядый свыше, над всеми есть» (Ин.3:31); говорит он, будучи исключением из всех [людей] и отеческое превосходство сохраняющий, как Сын возлюбленный. И снова «Отец любит Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:35-36). Итак приходит Христос кο крещению, и сие ради благого послушания пославшему Иоанна, как тот сказал «Тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф.3:15); сие же ради собственного явления; к тому же для того чтобы спасения пути показать начало, и удостоверить последующих и крестящихся, как Он показал и повелел, что Дух Святой подается, посему крещение соделать очистительным лекарством от, в нас находящихся скверн, происходящих от страстного рождения и жизни; хоть Он и как человек, был не нуждающимся в очищении, из непорочной рожденный Девы, и живший вне всякого греха, но поскольку ради нас рождается, ради нас и очищается. Итак крещяется от Иоанна и восходящему Ему из воды отверзаются Ему небеса, и глас Отца слышится оттуда : «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих» (Мф.3:17), и как голубь, сходит на Него Дух Божий, указуя присутствующим свидетельствуемого свыше

Таким образом, является тот Сын как истинный; является же и иже на небесех Отец, Отцом будучи истинным, является и Дух Святой, произошедший по бытию из Отца, покоящийся же и в истинном Отчем Сыне, вселяется же водою крещения Его и Отца благодать и Духа, как впоследствии, прививаемая крещаемым, божественно их возрождает и обновляет, и тάинственно новотворит, как уже не из ветхого Адама сущих, от коего привлекли проклятие, но от нового Адама имея рождение, от коего ужеблагословение имеют, будучи не чада плоти, но чада Божия, которые не от кровей, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
Ибо хотя ради упражнения, для испытания, для исправления, для постижения бедствия века сего, они еще долу влекущим грузом сей тлеющей плоти обременяются, однако, невидимо облекшиеся во Христа, насколько возможно причастится его жительству старающиеся, а после исхода отсюда Его блаженства и сияния и нетления приобщиться; и подобно тому, как чрез одного Адама, путем происхождения, перешло на потомков наказание смерти,[11] так из одного Богочеловека Слова на всех возрожденных из Него переходит благодать вечной и небесной жизни; посему и отверсто для таковых небо, принимающее их в надлежащее время, если вскармливаясь верою в Него, по сей вере праведностью, станут наследниками Божиими, приняв власть и быть сонаследниками Христа, непорочной Его жизни и бессмертия причастниками, и сопребывая с Ним нераздельно и Его славою всецело наслаждаясь; ибо закрыто нам прежде было небо, и мы были чадами гнева, который есть справедливое оставление нас Богом, за наш грех и непослушание; но по причине безгрешности нашей природы во Христе и послушания Богу — мы стали чадами благоволения, Христу соединенными, и возлюбленные сынами и небо открывается для нас, чтобы мог на нас сходить Дух Божий и пребывать в нас, и Им в надлежащее время на небо вознестись нам, когда Воздвигший Христа из мертвых, оживит и наши смертные тела, чрез Духа Его, обитающего в нас, преобразовав тело смирения нашего и творя его сообразным телу славы Христовой, через Которого мы обогатились бессмертием и воззваны на небеса, где выше всякого начала и власти, одесную Величия, на небе водворилась на троне наша природа. О, глубина богатства и премудрости и человеколюбия Божия! Так ведал Бог как [произшедшее] самовластия нашего искажением отступление, Его мудростью и силой человеколюбиво переделать, несравненным образом в лучшее; ибо если бы не сошел с небес Сын Божий, не имели бы мы надежды восхождения на небо, если бы он, таким образом, не вочеловечился, не пострадал плотию и не воскрес и не вознесся ради нас, мы бы не познали преизбыток любви Божией к нам, если бы не когда мы еще были нечестивы, он не воплотился бы ради нас, то не были бы мы Им возвышенны столь во многом, и разрушительного превозношения бы не отдалились. Ныне же, как ничего не привнесшие, вышними ставшие, пребываем в смирении и на величину обетования и благодеяния взирая с благоразумием, вечно становимся смиреннее, — в чем и спасение.[12] Итак, стал Сын Божий человеком, дабы, показать на какую, высоту он нас возвел; чтобы мы не превозносились как сами победы достигшие; и чтобы, будучи двойным, как действительно посредник, сочетающий посредством каждого каждую часть; разрешить узы греха, чтобы очистить от греха произошедшее осквернение плоти, и показать Божию к нам любовь, и явить в какую глубину греха мы впали, что воплощение Бога понадобилось, и чтобы стать нам образцом смирения, кое и плоть имеет и страсть (страдание), и врачество исцеляющее гордость; и чтобы показать благой нашу природу, созданную Богом; чтобы стать воскресения и вечной жизни начальником и удостоверителем, разрушив отчаяние, чтобы Сыном человеческим став и приобщившись смертности, сынами божиими и причастниками божественного безсмертия соделать людей, дабы явить, что природа человека превыше всех творений, по образу сотворена Божию, ибо столь сродна она Богу, что возможно было Ему сойтись с ней в одной ипостаси, почтив и плоть сию смертную, чтобы гордые духи не считали самих себя превосходящими человека и другими не понимались бы таковыми и не боготворили бы себя, по причине своей безплотности и мнимого безсмертия, и чтобы то наше природное разделившееся, соединить с Богом, двойным по природе посредником Он становится. И не должно говорить более того, как только то, что воплотился Бог Слово, и иначе не явлен был бы ни Отец как воистину Отец; ни Сын как воистину Сын; ни Дух Святый, происходящий и Сей от Отца, ни Бог в сущности и ипостасях, но действием только неким созерцался бы созданиями, как неразумно сказали древние мудрецы, и ныне те кто согласно Варлааму и Акиндину думают.











[1] В существующем переводе (архим. Амвросия Погодина) в этом месте ошибка «человек ввел смерть в мир,» http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/16

В тексте этого «человек ввел смерть», нет там «και ουτω φθονω του πονηρου και συγχωρησει δικαια του αγάθου θανατος εις τον κόσμον εισελθεν»=и таким образом завистью лукавого и справедливым позволением Благого, смерть вошла в мир.

[2] По поводу этого отрывка в существующем переводе такое примечание «Здесь оригинал (да и латин. перевод) были бы трудны для понимания в непосредственной передаче текста, и мы сочли за лучшее в данном случае передать мысль Святителя в свободном изложении.» т.е по сути дело это место просто не было переведено.

[3]Нужно отметить что это предложение в существующем переводе переведено достаточно точно и хорошо, за исключением слова φθορά-тление, которое переводенно, как истление, в то время как истление по гречески διαφθορα и слова эти имеют разный смысл… О разнице между этими словами и о догматическом их значении говорит прп.И. Дамаскин в отдельной главе точного изложения Православной веры. См. В tlg JoannesDamascenusScr. Eccl. etTheol. : Expositiofidei : Section 72, line 28ΚΕΦΑΛΑΙΟΝ 72. Περὶ φθορᾶς καὶ διαφθορᾶς(глава 72 о тлении и истлении): «Τὸ τῆς φθορᾶς ὄνομα δύο σημαίνει. Σημαίνει γὰρ τὰ ἀνθρώπινα ταῦτα πάθη·πεῖναν, δίψαν, κόπον, τὴν τῶν ἥλων διάτρησιν, θάνατον ἤτοι χωρισμὸν τῆς ψυχῆς ἐκ τοῦ σώματος καὶ τὰ τοιαῦτα. Κατὰ τοῦτοτὸ σημαινόμενον φθαρτὸν τὸ τοῦ κυρίου σῶμά φαμεν·» «Итак название φθορᾶ(тление) два значения имеет. Означает человеческие сия страсти; голод жажду, усталость....смерть то есть разлучение души от тела и тому подобное,в этом значении мы называем тленным тело Господне.»

Так как слово тление может стать причиной придания ему неверного смысла, то сделаем пояснение. Тленность, тление, кое православная догматика исповедует в человеческой природе воплощенного Бога Логоса до воскресеният.е голод смерть и т.д –это не изначальное совершенство человеческой природы, но ее (грехопадением первозданных) произошедшая испорченность. Именно такую нашу природу испорченную, нуждавшуюся в исправлении восстановлении воспринял Бог Логос.

И второе значение φθορᾶ(не главное, ) - это «Σημαίνει δὲ ἡ φθορὰ καὶ τὴν τελείαν τοῦ σώματος εἰς τά, ἐξ ὧν συνετέθη, στοιχεῖα διάλυσιν» Означает же φθορὰ и полное тела на те элементы из которых состоит оно разложение»…И более точное слово для этого это διαφθορὰ(истление) «μᾶλλον ὑπὸ πολλῶν λέγεταί τε καὶ ὀνομάζεται.» истлением чаще многие это называют и так говорят.». И это то чему никак не причастно тело Христово ни до, ни после воскресения «Ταύτης πεῖραν τὸ τοῦ κυρίου σῶμα οὐκἔσχεν, ὥς φησιν ὁ προφήτης Δαυίδ· «Ὅτι οὐκ ἐγκαταλείψεις τὴν ψυχήν μου εἰς ᾅδου οὐ δὲ δώσεις τὸν ὅσιόν σου ἰδεῖν διαφθοράν».«Этому тело Господне никак не причастно, как сказал пророк Давид «не оставишь души моей во аде не даш преподобному твоему видеть истления».











[4]Συγκατάθεσις частое в аскетической литературе cлово, традиционный и верный перевод, которого- сосложение. Напр. сосложение с дурным помыслом и имеет смысл согласия с ним.

[5]Имеется ввиду не только божественным действием- энергией, но Самим Собой, ибо «Слово само стало плоти ипостасью» см.прп. И.Дамаскин. Слово ипостась в греческом языке означает бытие.

αὐτὸς ὁ τοῦ Θεοῦ Λόγος χρηματίσας τῇ σαρκὶ ὑπόστασις· οὐ γὰρ προϋποστάσῃ καθ᾿ ἑαυτὴν
σαρκὶ ἡνώθη ὁ θεῖος Λόγος, ἀλλ᾿ ἐνοικήσας τῇ γαστρὶ τῆς Ἁγίας Παρθένου ἀπεριγράπτως ἐν τῇ ἑαυτοῦ ὑποστάσει ἐκ τῶν ἁγνῶν τῆς Ἀειπαρθένου αἱμάτων σάρκα ἐψυχωμένην ψυχῇ λογικῇ τε καὶ νοερᾷ ὑπεστήσατο ἀπαρχὴν προσλαβόμενος τοῦ ἀνθρωπίνου φυράματος, αὐτὸς ὁ Λόγος γενόμενος τῇ σαρκὶ ὑπόστασις.

«Бог Логос ставший плоти ипостасью; не той плоти , коя уже бы прежде была( прежде была ипостасью) сама по себе соединился Бог Логос, но вселившись во чреве Святой Девы неописуемо своей собственной ипостасью из чистых кровей Приснодевы плоть одушевленную разумной и умной душой (ὑπεστήσατο=привел в бытие-ипостазировал) начаток восприняв нашего смешения, Сам Логос становится ипостасию плоти»


http://users.uoa.gr/~nektar/orthodoxy/paterikon/iwannhs_damaskhnos_ekdosis_akribhs.htm ΚΕΦΑΛΑΙΟΝ 46



[6] То есть по человечеству (по воспринятой Им человеческой природе).

[7] Имеются ввиду, ангелы как светлые, так и падшие, которые не есть чистый Дух как Бог, но имеют некую телесность и не являться как Бог везде пребывающими. С ними сравнивает св.отец не по Богу живущих людей после воскресения…Наречие ανεπιστροφως= невозвратно, исключает мысль о всеобщем спасении.

[8] В существующем переводе Погодина, прибавление «весь» но и «чтобы весь человеческий род обессмертить». В тексте св.отца нет слова «весь», которое может создать у предвзято настроенных впечатление, что св.Григорий говорит о восприятии всех вообще человеческих ипостасей, т.е ересь. Нужно напомнить отеческое разделение между природой в неделимом, которую воспринял Христос и природой в виде, той, что во всех людях. Сказав «нашу природу воспринявший» св.Григорий имеет ввиду именно воспринятое Богом Словом наше естество в неделимом( атоме), а фраза «человеческий обезсмертив род» говорит о том, что и всем людям вообще (всей природе в виде доступно) теперь блаженное безсмертие, если они захотят идти путем спасения. То, что св. Григорий совершенно исключает идею всеобщего спасения, мы не раз увидим ниже.

[9]Приведем здесь слова св. Иоанна Дамаскина, что бы показать преемственность богословия св.Григория от древних отцов. «Μόνη δὲ ἡ ἁμαρτία παρά φύσιν ἐστὶν ἑκούσιον καὶ αὐθαίρετον τῆς ψυχῆς πάθος κάκιστον καὶ φθορά». «Один только грех есть вне природы(=не есть природы,) но добровольная и ПРОИЗВОЛЬНАЯ самая плохая страсть души и тление.»Введение в догматы элементарное [9] Περὶ πάθους.Ив 69 главе Точного изложения: «Ὅλον γὰρ τὸν ἄνθρωπον καὶ πάντατὰ τοῦἀνθρώπου ἀνέλαβε πλὴν τῆς ἁμαρτίας· αὕτη γὰρ οὐ φυσική ἐστιν οὐδὲὑπὸ τοῦ Δημιουργοῦἡμῖν ἐνσπαρεῖσα,» «Ибо всего человека воспринял и все человеческое кроме греха; так как он(грех) неприроден и не Творцом всеян внас»



[10]Важный и требующий пояснения момент. В переводе Погодина неверно « и во Христе явившаяся чистота была Им присвоена самому человеческому естеству». Воригинале «αναφανεισεις εν Χριστω της ενυπεργμένης υπ’ αυτου καθαρότητος τη ανθρωπίνη φυσει. « Смысл фразы таков. Когда стала реальностью во Христе безгрешность человека(неопределенно сказанным «человек» обозначает отцы человеческую природу) и Им(божественной ипостасью Слово) в бытие приведенная (ενυπεργμενηςυπ’ αυτου) т.е Его собственная Бога Слова человеческая природа(в неделимом) - абсолютно чистая, так как ипостась этой природы не тварная, а нетварная, божественная Сам Бог Слово. И так «оправдался» Бог…То, что это утрированное выражение ясно из уточнения св.отца «как говорится»…Т.е снова стало очевидна Бога благость… С помощью чего, чем «оправдался»? «ставшим во Христе безгрешным человеком, и явившейся во Христе и Им в бытие приведенной чистотой человеческой природы». Им (Богом Словом- божественной ипостасию) в бытие, приведение в неделимом человеческой природы = ипостазирование воипостазирование, слово очень часто неверно понимаемое в русскоязычном богословии. См.примечание № 5.

[11] Эта фраза совершенно исключает понимание смертности(наказания смерти) людей как вины в собственном смысле. Это следствие происхождения от смертных.

[12]Здесь очень ярко выражено фундаментальное отличие от латинской сотериологии. Наше спасение постепенное становление более облагодаствованными, более причастными нетварной благодати = более смиренными.
Tags: Догмат искупления, Исихазм-9-й вселенский собор, Православная христология, Проблема переводов грекоязычных отцов, ркц
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments